Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые рассказали об одной из самых древних в России деталей телеги
Ученые НовГУ рассказали о необычном артефакте, найденном в 2014 году на Троицком раскопе в Великом Новгороде в слоях XI века. Сразу определить, что это, не удалось — только через пять лет предмет идентифицировали как деревянную деталь повозки того времени. Еще несколько лет ушло на исследования и сбор доказательств.
На Северо-Западе Руси эта находка стала первой в своем роде. Предмет представляет собой две соединенные деревянные детали. Первая — дугообразная, изготовлена из цельного куска дерева. Стороны дуги плавно сужаются на концах, при этом они закругляются и слегка расходятся друг от друга. Общая длина детали достигает 102 сантиметра.
Вторая деталь располагается перпендикулярно первой и крепится к ней сверху с помощью деревянных клинышков. Она представляет собой прямоугольный в сечении брус со скругленными концами и трапециевидной вырубкой снизу в средней части. Длина бруса составляет 94 сантиметра, ширина — 6,7.
Авторы исследования — доцент кафедры истории России и археологии НовГУ Андрей Гринёв и старший научный сотрудник исторического факультета МГУ имени Ломоносова Виктор Сингх.
— По аналогиям в этнографических материалах назначение этих предметов было установлено, — рассказал Андрей Гринёв. — Верхнюю деталь мы определили как поворотную подушку четырехколесной телеги, а нижнюю — как переднюю вилку, одну из частей стана повозки. Эти детали связывают между собой стан и кузов телеги. Поворотная подушка в данном случае является передней опорой кузова. В ее прямоугольные отверстия на краях вертикально устанавливались кузовные стойки, служившие опорой для бортов кузова или ограничителем для груза.
Круглое отверстие в центре использовалось для шкворня — деревянного или металлического стержня, вокруг которого подвижно вращалась лисица — центральная жердь, соединяющая передок и задок телеги. Шкворень испытывает при таком устройстве повышенную нагрузку с разных сторон, из-за чего он одним из первых в телеге стал изготавливаться из металла. Чтобы уменьшить давление на него, в передней оси используются дополнительные опоры, сдерживающие лисицу при поворотах. Одну из таких функций выполняет передняя вилка.
В новгородской находке поворотная подушка и передняя вилка были скреплены в монолит через различные соединительные штифты, поэтому вокруг шкворня могла вращаться только лисица. Из-за этого угол поворота передка был значительно ограничен, а кузов не мог иметь жесткие борта. Точных аналогий данной конструкции в сохранившихся до настоящего времени телегах обнаружить не удалось. Но ряд признаков позволяет сопоставить ее с некоторыми типами телег, выявленными в этнографии Прибалтики. Также аналогичные детали были найдены в слоях X-XI веков на территории Польши.
— В современной этнографии Европейской части России телеги с передней вилкой, подпирающей лисицу, не встречаются, — отметил Андрей Гринёв. — Уместно предположить, что найденная в Новгороде деталь имела не местное происхождение, а была завезена на Северо-Запад Руси извне. В раннем средневековье разные культуры переплетались в Новгороде вследствие торговых, дипломатических и военных контактов. В XI веке мы прослеживаем некий след из Центральной Европы, проявляющийся в материальной культуре, и данная телега — просто один из таких следов. Также важно подчеркнуть, что поворотная подушка и передняя вилка с Троицкого раскопа — одни из наиболее ранних находок деталей колесного транспорта на территории Древней Руси в целом.
Кроме них, в слоях XI века известны два деревянных колеса и тележная ось. Из более поздних слоев известны только три тележные оси XII века, происходящие также с Троицкого раскопа. В последующие столетия детали повозок в Новгороде неизвестны. По-видимому, это связано с тем, что санный транспорт являлся более универсальным средством передвижения и перевозки грузов на Северо-Западе Руси в эпоху Средневековья и полностью вытеснил собой колесный транспорт. В целом телеги не прижились на Руси в средневековье. И зимой, и летом главным средством передвижения были сани. Они и проще, и практичнее.
Как отметил Андрей Гринев, новгородская находка позволяет в целом получить представление о конструкции передней части телеги. Также можно предположить, как было устроено продольное соединение и способ крепления задка. Наибольшая сложность возникает с реконструкцией бортов новгородской телеги. Вероятнее всего, борта вообще отсутствовали — возможно, чтобы поместилось больше груза. Однако по материалам этнографии известно несколько типов кузовов. Одним из самых распространенных являлся решетчатый кузов из наклонно установленных на кузовные стойки лесенок с прямоугольными или фигурными ступеньками. Также известен кузов типа короба, который делался из досок, уложенных горизонтально на кузовные стойки.
Обзор исследования выполнен при грантовой поддержке Минобрнауки России, в рамках Десятилетия науки и технологий.
Международная группа специалистов в области экологии и биологии изучила содержимое желудочно-кишечных трактов редчайших пресноводных китообразных — индских дельфинов. Исследование показало, что глобальная проблема пластикового загрязнения коснулась и этого исчезающего вида.
Исследователи представили Flagship 2 — крупнейшую в истории симуляцию Вселенной. Она насчитывает более 3,4 миллиарда галактик и включает свыше 400 параметров для каждой из них — от яркости и положения до формы и скорости. Эта «виртуальная песочница» позволит воспроизвести данные, которые в ближайшие годы получит космическая обсерватория «Евклид».
В Аргентине открыли новый вид гигантского хищного динозавра. Его останки нашли с костью древнего крокодила, зажатой в челюстях, что указывает на рацион этого сверххищника.
Посадка, включая выгорание куска степи, прошла штатно, но часть грызунов на борту погибли. Правда, погубила их не повышенная космическая радиация полярной орбиты, влияние которой на млекопитающих планировали выявить в миссии, а более банальные причины.
Активнее всего электромобилями занимается Китай — страна с самым загрязненным воздухом в городах. Уже сейчас большинство новых машин там движет электричество. Китайская спешка понятна: научные работы свидетельствуют о гибели сотен тысяч человек от выхлопных газов автомобилей, от них растет даже риск приобретенного слабоумия. Россия заселена менее плотно, отчего воздух в ней чище. Почему же и тут разрабатывают массовые электромобили типа «Атома», а «Росатом» выстраивает полный цикл электродвижения — от добычи лития и производства батарей до сети зарядок по всей стране?
С помощью данных, которые получил европейский спутник CryoSat-2, ученые увеличили число известных подледных антарктических озер до 766. Их них у 231 наблюдаются цикличные изменения уровня воды — такие водоемы называют активными.
Посадка, включая выгорание куска степи, прошла штатно, но часть грызунов на борту погибли. Правда, погубила их не повышенная космическая радиация полярной орбиты, влияние которой на млекопитающих планировали выявить в миссии, а более банальные причины.
Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии