Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Российские ученые узнали, что помогает студентам принять цифровизацию в обучении и оставаться счастливыми
Студенты успешно учатся в цифровой образовательной среде вуза, если испытывают переживания удовольствия при отсутствии переживания усилия. Если цифровая среда вуза построена не совсем так, чтобы максимально облегчить жизнь студентов, то, как показали ученые из МГППУ и БГПУ, придется задействовать ресурсы саморегуляции.
Не секрет, что в образовательный процесс в высшей школе повсеместно внедряются цифровые технологии, причем это происходит не только при переходе на дистанционное или смешанное обучение. Даже при обычном очном обучении все больше и больше в учебном процессе становится задействована так называемая цифровая образовательная среда — ЦОС.
ЦОС — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Она включает множество элементов, которые уже давно знакомы многим студентам: это и вебинарные оболочки для коммуникации участников образовательного процесса в дистанционном формате (Zoom, Cisco Webex, Google Meet, Microsoft Teams или так далее), и инструменты проверки оригинальности квалификационных студенческих работ и научных текстов (например, Антиплагиат), и электронная библиотеки вуза, и электронные учебные курсы, размещенные на цифровых платформах на основе систем управления учением (Learning management system, LMS), например, Moodle, Coursera, Stepik или других платформах, и многое другое. Часто студенты используют все эти компоненты и даже не подозревают, что работают в цифровой образовательной среде.
При этом не все студенты позитивно и с радостью принимают перемещение процесса обучения в цифровую образовательную среду. «Цифровизация часто встречает психологическое сопротивление и непринятие – активируются так называемые барьеры второго порядка, а это мешает обучению, – отмечает Мария Одинцова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения МГППУ, – поэтому так важно знать, какие именно личностные характеристики и внутренние ресурсы студентов могут стать факторами принятия или непринятия цифровой образовательной среды».
В исследовании, посвященном определению этих личностных характеристик и ресурсов, приняли участие более полутора тысяч студентов из разных вузов России и Беларуси. Результаты этой большой работы позволили выделить важнейшие факторы принятия цифровой образовательной среды для обеих выборок. «Это оказались переживания в учебной деятельности: переживание удовольствия при отсутствии переживаний усилия и пустоты приводит к принятию цифровой образовательной среды, – сообщают Марина Сорокова, доктор педагогических наук, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ, и Наталия Радчикова, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник центра PsyDATA. – В качестве важных элементов принятия цифровой образовательной среды также выделяются различные ресурсы саморегуляции: моделирование значимых условий достижения целей, оценивание результатов и программирование действий, а для белорусской выборки еще и настойчивость».
Таким образом, исследование показало, что основными факторами являются не личностные черты обучающегося, а те переживания, которые он испытывает во время учебной деятельности и некоторые структурные компоненты саморегуляции. Сходные по качеству и структуре модели для двух разных стран позволяют подтвердить надежность полученных результатов.
Похожее исследование было проведено в МГППУ (более 400 участников). В нем, кроме перечисленных выше характеристик и ресурсов, изучалась учебная мотивация, адаптированности студентов к учебному процессу и к своей учебной группе, а также механизму отчуждения моральной ответственности.
«Результаты показали сходную картину, – рассказывают исследователи Мария Одинцова, Наталия Радчикова и Марина Сорокова, – важнее всего оказались переживания в учебной деятельности. Некоторое положительное влияние имеет также мотивация достижения и мотивация самоуважения. Таким образом, если студентам недостаточно позитивных переживаний в учебной деятельности, они могут восполнить это стремлением к успеху в учебной деятельности, стремлением доказать себе свою эффективность как успешного деятеля, обладающего компетентностью, способного и достойного уважения, а также способностями к саморегуляции».
Возникает вопрос: а зачем вообще принимать эту самую цифровую образовательную среду и преодолевать барьеры? Разве и так мало в жизни трудностей? Оказывается, те студенты, которые хорошо адаптировались как к учебной группе, так и к учебной деятельности, а также имеют положительное отношение к ЦОС (то есть принимают ЦОС), имеют более высокий уровень удовлетворенности жизнью. Это показали результаты еще одного исследования.
Среди самых интригующих открытий космического телескопа «Джеймс Уэбб» — компактные объекты, получившие название «маленькие красные точки». Их видели только в самых дальних уголках Вселенной. Большинство возникло в первый миллиард лет после Большого взрыва, и ученые предполагали, что такие источники представляют собой небольшие компактные галактики. Однако международная команда астрономов пришла к иному выводу. Они предположили, что на самом деле «маленькие красные точки» — черные дыры, окруженные массивной газовой оболочкой.
Объединить конфликтующие свойства помогли квазичастицы со специфическим зарядом. Если удастся подтвердить предложенную теорию экспериментом, то перед нами — новый тип квантовых материалов.
Группа исследователей опровергла классическую теорию о случайности вымирания видов на примере морских хищников. Анализ эволюции акул и скатов за последние 145 миллионов лет показал, что риск исчезновения вида напрямую зависит от времени его существования: «новички» погибают гораздо чаще, чем эволюционные долгожители. Кроме того, ученые установили, что знаменитый астероид, погубивший динозавров, нанес океану не такой сильный удар, как последующее изменение климата.
Среди самых интригующих открытий космического телескопа «Джеймс Уэбб» — компактные объекты, получившие название «маленькие красные точки». Их видели только в самых дальних уголках Вселенной. Большинство возникло в первый миллиард лет после Большого взрыва, и ученые предполагали, что такие источники представляют собой небольшие компактные галактики. Однако международная команда астрономов пришла к иному выводу. Они предположили, что на самом деле «маленькие красные точки» — черные дыры, окруженные массивной газовой оболочкой.
Экологическое состояние морей, омывающих развитые и развивающиеся страны, — давняя проблема, о которой говорят ученые. Авторы нового исследования выявили в Средиземном море пещеры с рекордным количеством мусора.
Исследователи доказали, что влияние больших сделок на рынок описывается квадратичной зависимостью. Основой для анализа стали данные Токийской биржи.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
