Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Российские ученые раскрыли секрет хороших интернет-отзывов о ресторанах
В НИУ ВШЭ установили, что мотивирует людей оставлять в интернете положительные отзывы о ресторанах и кафе. С помощью методов структурного тематического моделирования ученые выяснили, что электронное сарафанное радио работает на пользу ресторану, если он соответствует ряду базовых характеристик: в заведении вкусная еда, качественное обслуживание, приятная атмосфера и справедливые цены.
Результаты работы опубликованы в журнале Consumer Behavior in Tourism and Hospitality. Подробнее — в материале IQ.HSE. В ресторанном бизнесе поведенческие намерения потребителей лежат в основе стратегических результатов. Маркетологи обычно измеряют три основных: намерение вернуться, готовность рекомендовать и готовность делиться положительными эмоциями. Электронное сарафанное радио (electronic word of mouth, eWOM) дает возможность исследовать все эти параметры, а также, как отмечают авторы новой работы, позволяет получить новое представление о поведении потребителей, исследовать модели процессов принятия ими решений.
Исследователи из НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и Университета Тарту проанализировали более 217 тысяч отзывов о 10 424 ресторанах Санкт-Петербурга, оставленных на сайте Tripadvisor. Это все рестораны мегаполиса. Согласно данным сервиса автоматизации ресторанов r_keeper, на Санкт-Петербург приходится 19 процентов от всех заведений общепита страны в городах-миллионниках.
Для проведения анализа ученые использовали метод структурного тематического моделирования текста, который позволяет определить, какие темы содержатся в каждом из текстовых документов (в данном случае в постах-отзывах). Главная цель заключалась в выявлении и изучении влияния параметров удовлетворенности на поведение посетителей ресторанов.
Итоговые результаты подтвердили когнитивно-аффективно-конативную модель.
Согласно модели, образ объекта у человека формируется на основании того, что он о нем думает (когнитивный аспект), как он к объекту относится (аффективный аспект) и каким образом действует, используя имеющуюся информацию (конативный аспект).
Аффективный компонент (в данном случае отношение к ресторану) определяет поведенческие намерения — готовность оставить тот или иной отзыв. При этом формирование отношения к ресторану, как выяснилось, зависит от следующих факторов: качество еды, уровень обслуживания, атмосфера заведения и справедливость цен.
Всего авторы исследования выделили 20 основных тем, которые фигурируют в отзывах посетителей и связаны с их восприятием ресторанов. Так, посетители, дающие положительные отзывы с высокими баллами, имеют тенденцию уделять наибольшее внимание качеству еды и работе персонала заведения, а также атмосфере. В их отзывах часто фигурируют «приятная атмосфера», «хорошее обслуживание», «вкусная кухня».
«А еще, что немаловажно, — “случайное посещение”. Иными словами, факт случайности визита в ресторан увеличивает мотивацию посетителей оставлять положительные отзывы. Вероятная причина этого — в отсутствии изначальных ожиданий», — поясняет один из авторов статьи, аспирант Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Иван Бурков.
Ряд тем — «национальная кухня», «расположение и вид», «блюда», «развлекательная программа», «советская кухня и пышки», «восточный фастфуд», «пиво», «акции и скидки» и «впечатление» — представлены во всех категориях отзывов, но чаще — с высокими оценками. Зато темы «плохое обслуживание», «ожидание заказа», «предложение бизнес-ланча», «мясо», «бронирование» и «детская комната» в основном содержатся в негативных отзывах.
Также авторы исследования выяснили, что удовлетворенность ценами, их справедливость является сильным мотиватором для посетителей ресторанов делиться своими позитивными впечатлениями. «Можно сделать вывод, что качество еды, качество обслуживания, атмосфера и справедливость затрат действительно влияют на готовность делиться положительными эмоциями», — резюмируют ученые.
Акведуки, дороги, бани и города, которые римляне построили на оккупированных территориях, часто воспринимаются историками как символ прогресса. Но археологические раскопки, проведенные учеными из Великобритании, открыли обратную, мрачную сторону этого «развития». Оказалось, римское владычество на несколько поколений подорвало здоровье местного населения, особенно тех, кто жил в административных центрах. Исследователи увидели эту печальную картину в костях наиболее уязвимых групп населения — женщин и детей, которые первыми реагируют на ухудшение условий жизни.
В конце 2025 года Национальные академии наук, инженерии и медицины США представили доклад, посвященный будущим пилотируемым миссиям к Марсу. В документе подробно описаны причины, по которым людям стоит отправиться на Красную планету, а также технологии, способные приблизить человечество к первой высадке.
На Красной планете ученые нашли предполагаемую «каменную летопись» древних приливов. Эту запись могла оставить не существующая сегодня сила — гравитация луны, которая когда-то красовалась в марсианском небе и управляла «ритмом» морей.
Акведуки, дороги, бани и города, которые римляне построили на оккупированных территориях, часто воспринимаются историками как символ прогресса. Но археологические раскопки, проведенные учеными из Великобритании, открыли обратную, мрачную сторону этого «развития». Оказалось, римское владычество на несколько поколений подорвало здоровье местного населения, особенно тех, кто жил в административных центрах. Исследователи увидели эту печальную картину в костях наиболее уязвимых групп населения — женщин и детей, которые первыми реагируют на ухудшение условий жизни.
У побережья Канады морские биологи стали свидетелями необычного случая. Косатки и дельфины объединили свои силы, чтобы вместе охотиться на тихоокеанского лосося. Они погружались в темные глубины, а после удачной охоты делились пищей. Это первое задокументированное охотничье сотрудничество между двумя видами морских млекопитающих.
В конце 2025 года Национальные академии наук, инженерии и медицины США представили доклад, посвященный будущим пилотируемым миссиям к Марсу. В документе подробно описаны причины, по которым людям стоит отправиться на Красную планету, а также технологии, способные приблизить человечество к первой высадке.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
