Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Беспилотная аэрологистика: революция в доставке грузов
В современных транспортно-логистических системах аэрологистика — перспективный и эффективный способ быстрой и безопасной доставки грузов в любые отдаленные регионы и на большие расстояния. Активное развитие отрасли беспилотных авиационных систем диктует появление принципиально нового направления в этой области — доставки грузов при помощи беспилотных воздушных судов. Специалисты МАИ рассказали о перспективах их применения в России.
В нашей стране, с ее обширной территорией, большими городами и загруженными дорогами, массовое использование беспилотных воздушных судов (БВС) может оказаться гораздо более эффективным способом, чем другие виды перевозок. Государство и бизнес прилагают для развития этой сферы все усилия.
БАС в логистике: преимущества и перспективы
Беспилотная аэрологистика обладает рядом преимуществ над другими видами транспорта. БВС производит меньше вредных выбросов, а значит более экологичен. Использование этого вида перевозок способствует снижению транспортной загруженности и повышению скорости доставки. Но самое главное – БВС могут осуществлять доставку в отдаленные и труднодоступные для наземного или водного транспорта населенные пункты. Вертолеты, традиционно используемые для этих целей, не всегда могут обеспечить оперативную доставку из-за недостаточной загрузки или более приоритетных полетов.
В нашей стране беспилотная аэрологистика пока еще находится на стадии экспериментов, испытаний и проработки нормативной базы.
– Сейчас в России реализуются тестирование технической концепции безопасного применения и поиск экономически оправданных моделей применения БАС для транспортно-экспедиционных компаний. В области грузоперевозок беспилотная доставка может стать достойным конкурентом пилотируемым вертолетам, так как уже сейчас она оказывается на 20 процентов дешевле, а в перспективе может составлять всего 30 процентовв от текущей стоимости реализуемых перевозок, – говорит главный конструктор Центра БЛА Московского авиационного института Максим Калягин.
В декабре 2024 года в СМИ вышла новость, что уже в 2028 году может появиться первый регулярный маршрут по доставке грузов авиабеспилотниками: Санкт-Петербург – Великий Новгород – Тверь – Москва. Стимулом для такого возможного прорыва стал конкурс Up Great «Аэрологистика» Национальной технологической инициативы (НТИ), который был реализован Фондом поддержки проектов НТИ и ассоциацией «Аэронекст». НТИ — объединение представителей бизнеса и экспертных сообществ, задача которого – развитие перспективных технологических рынков в России. Цель конкурса — разработка и тестирование беспилотных авиационных технологий, он должен стать важным звеном на пути к запуску массового применения БЛА для перевозки грузов в нашей стране и обеспечить их безопасную интеграцию в воздушное пространство.
Понять, почему для маршрута были выбраны два самых крупных мегаполиса нашей страны, несложно. Чем густонаселенней регион – тем сложнее получить разрешение от силовых структур для использования воздушного пространства и выполнения авиационных работ, так как это сопряжено с большими рисками.
– Если мы решим эту задачу по такому сложному маршруту, который имеет множество зон ограничения полетов, и технологически и нормативно преодолеем все барьеры, то сможем автоматически масштабировать этот опыт на всей остальной территории России. Чтобы за Уралом, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере можно было осуществлять полеты в едином воздушном пространстве без установления ограничений, – говорит первый заместитель генерального директора ООО «Аэромакс», член оргкомитета конкурса «Аэрологистика» Антон Никифоров.
Экспериментальная площадка МАИ
В 2024 году финальный этап технологического конкурса «Аэрологистика» проходил на аэродроме МАИ в Алферьево. Место было выбрано не случайно. Участвуя в программе «Приоритет-2030», университет реализует стратегический проект «Аэромобильность», в рамках которого реализуется масштабная программа развития инфраструктуры на аэродроме МАИ «Алферьево». Это дает возможность проводить здесь все виды летных испытаний, в том числе имитирующих полеты над крупными городами.
В рамках конкурса «Аэрологистика» на полигоне аэродрома была создана «правовая песочница» — экспериментальная площадка, на которой отрабатываются новые технологии и тестируется специальное регулирование для беспилотной авиации, которое в дальнейшем может быть интегрировано в общую систему законодательства.
Конкурс проходил в несколько этапов, и каждый раз условия и задачи усложнялись. Этап, реализованный в 2024 году, предполагал организацию доставки грузов без техобслуживания аппаратов на площадках, а также проведение испытаний по способности дрона автоматически уклоняться от препятствий, передвигающихся в воздухе. Масса перевозимых грузов составляла не менее 50 килограммов, а дистанция — 1,2 тысячи километров. На маевском поле были протестированы системы обнаружения, предотвращения столкновений и возвращения на первоначальный маршрут, технологии независимого наблюдения и идентификации, полностью автоматического режима полета, посадки в изменяющихся точках в пространстве.
Препятствия развития рынка
Развитию рынка беспилотной аэрологистики препятствуют несколько серьезных факторов, главным из которых остается невозможность полетов БВС в общем воздушном пространстве. Существующие нормы ориентированы на пилотируемую авиацию и не учитывают специфику беспилотных полетов, таких как дистанционное управление, автономные полеты, невозможность выполнения полетов по правилам визуальных полетов.
Также требуется начать эффективную работу над технологическими разработками, способствующими повышению безопасности полетов БВС. Как отмечает Максим Калягин, огромной проблемой остается надежность техники. Сегодня на 50 вылетов – один критический отказ. С такими показателями о реальных перевозках пока не может быть и речи.
До сих пор на отечественном рынке нет ни одного внешнего пилота для БВС массой выше 30 кг. Однако решение этой проблемы не за горами. В конце 2024 года Авиационный учебный центр МАИ получил расширение сертификата и стал первым учебным заведением, получившим право обучать авиационный персонал работе с тяжелыми БВС.
– Уже в ближайшее время мы запускаем совместную программу с АО НПП «Радар ммс». Она направлена на подготовку внешних пилотов-инструкторов для управления беспилотниками ВТ-440, – говорит Директор Центра подготовки авиационного и неавиационного персонала АУЦ МАИ Наталия Шовгеня. – Эта программа разработана на основе решения о порядке проведения подготовки стартового состава внешних пилотов-инструкторов на беспилотные гражданские воздушные суда, утвержденного в августе 2024 года Федеральным агентством воздушного транспорта. Она охватывает обучение специалистов работе с БВС свыше 30 килограммов и открывает новые горизонты в развитии беспилотной авиации в России.
Одной из нерешенных на сегодняшний день проблем остается низкая экономическая эффективность беспилотной аэрологистики. Ведь чем больше беспилотник – тем выше потребность в наземной инфраструктуре, в том числе пунктов дистанционного управления, площадок взлета-посадки. Для городов, имеющих свою развитую сеть различных видов транспорта, это невыгодно.
– Для почтовых перевозок беспилотная доставка на два порядка дороже существующих способов, для городской аэрологистики и интернет-ритейла – в 50 раз дороже, – отмечает Максим Калягин.
По мнению Антона Никифорова, наиболее востребованной могла бы стать услуга доставки небольшими дронами мелких посылок весом до 5-10 килограммов на последней или предпоследней миле: из пункта выдачи заказов клиенту на дачу или со склада в центр формирования заказов.
– Что касается рынка грузовых авиаперевозок, то он на сегодняшний день сформирован, и откусывать кусок пирога у авиакомпаний экономически невыгодно. Но только в том случае, если мы считаем, что доставка грузов пилотируемым вертолетом и беспилотником – одна и та же услуга. Правильнее считать, что беспилотная аэрологистика – это новая услуга, позволяющая увеличить частоту доставки. Тогда у нас есть возможность создать новый рынок грузовых перевозок, который будет дополнять традиционные методы доставки и предоставлять новые возможности для бизнеса и потребителей, достигая при этом социально-экономического эффекта, – говорит Антон Никифоров.
Ученые из МФТИ разработали и предложили новую систему единиц для электродинамики, способную примирить два главенствующих, но исторически несовместимых подхода. Эта компромиссная система, названная авторами физико-технической (ФТ), сохраняет практическое удобство Международной системы единиц (СИ), используемой инженерами по всему миру, и в то же время отражает теоретическую стройность и симметрию гауссовой системы (СГС), предпочитаемой физиками-теоретиками.
Обитающий в полярных районах Северного полушария гренландский кит (Balaena mysticetus) живет более двух столетий и почти не болеет раком. Секрет его долголетия оказался скрыт в клетках соединительной ткани, ответственной за заживление ран: при пониженной температуре в них активируется особый белок, усиливающий восстановление поврежденной ДНК.
В комплексах uST, где беспилотный транспорт фактически движется по натянутым струнам, возникают вынужденные и собственные колебания. При совпадении частот этих колебаний возможен резкий рост амплитуды. Это, в свою очередь, вызывает резонанс, который способен привести к ухудшению комфорта пассажиров и даже к повреждению самой путевой структуры. Чтобы решить эту потенциальную проблему, инженеры компании UST Inc. провели ряд исследований.
В последнее время отказ от глютена, или клейковины — белков, содержащихся в пшенице, ржи и ячмене, — превратился в модный тренд. В соцсетях и СМИ некоторые популярные блогеры и знаменитости преподносят безглютеновые диеты как секрет хороших самочувствия и внешности. Тем не менее обзор десятков научных работ показал, что у большинства людей, считающих себя чувствительными к глютену, причина негативной реакции часто кроется не в самой клейковине.
Физики нашли способ использовать собственные электроны радия для считывания информации о ядре атома. Соединение радиоактивного элемента с фтором позволило электронам ненадолго проникать в ядро.
В современном мире, где гигиена стала неотъемлемой частью нашей повседневности, антисептики прочно вошли в жизнь миллионов людей. Эти удобные средства обещают мгновенную защиту от бактерий и вирусов, но так ли они безопасны, как кажется на первый взгляд? Оказывается, постоянное использование антисептиков вместо традиционного мытья рук может нести скрытые угрозы для здоровья. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы обратились к эксперту — доценту кафедры неорганической химии имени А.Н. Реформатского РТУ МИРЭА Андрею Дорохову, который подробно объяснил, почему антисептики не должны становиться полноценной заменой воде и мылу.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
