Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В МГППУ изучили особенности психологического состояния школьников из ЛНР
Среди психологических особенностей детей из ЛНР, которые выявили специалисты МГППУ, оказались наличие у части подростков выраженного неблагополучия в психофизиологической, когнитивной, эмоциональной, коммуникативной и поведенческой сферах, а также различия в оценках проявлений дезадаптации и признаков ПТСР между мальчиками и девочками. Ученики, низко оценивающие свое благополучие в отдельных или во всех рассматриваемых сферах жизнедеятельности, также находятся в зоне риска. Однако, несмотря на участие в травмирующих событиях, большинство опрошенных считают, что у них все хорошо в основных сферах жизни.
Специалисты Московского государственного психолого-педагогического университета исследовали психологическое состояние школьников, живущих в областях, где происходят боевые действия. Для этого они провели опрос среди старшеклассников (9–11 классы), разработав специальный опросник. В опросе приняли участие 646 старшеклассников: 36 процентов юношей и 64 процента девушек, преимущественно проживающие на территории Луганской Народной Республики.
В исследовании использовали анкету, которую создали для того, чтобы понять, как чувствует себя ребёнок. В ней есть вопросы о том, как дети адаптируются в обществе, есть ли у них проблемы после травмы и насколько они справляются со стрессом. Также в анкете были вопросы о том, как школьники сами оценивают свою жизнь в разных областях. Результаты опубликованы в журнале «Социальная психология и общество».
Исследование показало, какие признаки социально-психологической дезадаптации и симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) встречаются у учащихся, а также как они сами оценивают свое благополучие и какие ресурсы используют для борьбы со стрессом. Выяснилось, что девочки более уязвимы, чем мальчики, особенно в психофизиологической, эмоциональной и поведенческой сферах, а также в отношениях с близкими людьми.
Анализ информации помог обнаружить главные черты текущего состояния учеников в области, где сильно заметны последствия военных действий: у некоторых подростков есть серьезные проблемы в физическом, умственном, эмоциональном, общении и поведении, а также заметные отличия между мальчиками и девочками в оценке их адаптации и признаков посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Предложенный метод быстрой проверки хорошо работает при изучении этих явлений – от психологических ресурсов для борьбы со стрессом до признаков проблем у учеников, живущих в местах, пострадавших от военных действий.
«В ходе исследования мы анализировали состояние учеников в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий. Мы сравнили свои данные с результатами похожих исследований за границей, – рассказывает Ольга Ульянина, доктор психологических наук, доцент, руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ МГППУ. – Оказалось, что некоторые подростки, живущие в районах, где идут военные конфликты или уже сталкивавшиеся с их последствиями, имеют проблемы с приспособлением к жизни и чувствуют себя плохо в физическом, умственном, эмоциональном, общении и поведении плане. Эти дети находятся в группе риска и им нужна дополнительная проверка и помощь психологов».
Ученики, которые низко оценивают свое благополучие в одной или нескольких сферах жизни, тоже находятся в группе риска. Это может быть связано с тем, что они пережили стресс, включая пребывание в районах с военными действиями, или есть другие факторы, которые делают их более уязвимыми перед стрессом и могут ухудшить их реакцию на подобные события в будущем.
Анализ результатов показал, что большинство опрошенных людей считают, что у них все хорошо в основных сферах жизни, используя свои ресурсы. Их ответы показывают, что такие вещи, как поддержка семьи, друзья и интерес к учебе, очень важны для них. Это соответствует результатам исследований за рубежом, которые говорят о том, что эти факторы помогают подросткам стать сильнее в условиях войны. Наши данные также подтверждают выводы других исследований о том, что участие в травмирующих событиях не всегда приводит к развитию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Это зависит от наличия защитных факторов.
Оказывается, что мальчики и девочки по-разному реагируют на стресс и имеют разные способности справляться с ним. Девочки часто испытывают больше трудностей, им сложнее сосредоточиться, они чаще опаздывают и теряют вещи. Они также чаще испытывают физические симптомы, такие как усталость, кошмары и бессонница. Эти результаты подтверждаются другими исследованиями, которые показывают, что девочки-подростки, пережившие военные действия, чаще испытывают страх, тревогу и депрессию.
Есть разные мнения среди исследователей о том, как пол влияет на то, насколько сильно человек страдает от психологических последствий участия в военных травматических событиях. Также известно, что девушки-подростки склонны глубже задумываться над вещами. Поэтому в следующем этапе исследования планируется разобраться с этим вопросом.
Девушки-подростки видят свою познавательную сферу в положительном свете и считают её точкой роста и развития. Поэтому можно предположить, что если они будут активно участвовать в интересных для них образовательных проектах, это поможет им стать более устойчивыми к стрессу, вызванному военными действиями. Нужно проверить эту гипотезу и найти дополнительные способы поддержки и защиты для мальчиков-подростков.
Интересно, что когда подростков спрашивали о том, есть ли у них ресурсы для борьбы со стрессом, они отвечали на этот вопрос гораздо чаще, чем на вопрос о наличии рисков. В некоторых анкетах даже упоминались одновременно и ресурсы, и риски.
«Мы обнаружили, что некоторые ученики испытывают серьезные проблемы в физическом, умственном, эмоциональном, общении и поведении планах. Также мы выделили группы учеников, которые находятся в особой зоне риска из-за проживания на территориях, где происходили военные действия,- отмечает Лада Александрова, кандидат психологических наук, ведущий аналитик ФКЦ по обеспечению психологической службы в системе образования РФ МГППУ. – Эти ученики страдают от негативных последствий пребывания на территориях, где проходили военные действия, что мешает им нормально адаптироваться в важных сферах жизни. Обнаруженные нами проблемы соответствуют тому, что было найдено в отечественных и зарубежных исследованиях, которые изучают влияние военных действий на детей и подростков».
Было найдено немного отличий между мальчиками и девочками в том, как они учатся и общаются со сверстниками. Но девочки отметили больше проблем, чем мальчики. Это может говорить о том, что они более подвержены стрессу или лучше умеют анализировать свои чувства. В любом случае, при оценке рисков необходимо учитывать эти особенности.
Полученные данные уникальны для нашей страны и позволяют оценить состояние подростков, живущих в местах, где были военные действия, учитывая их пол и то, насколько они подвержены экстремальным событиям, связанным с войной. Исследование дает основу для создания специальной программы психологической помощи подросткам. Эта программа должна учитывать риски, связанные с полом, возрастом и индивидуальными особенностями каждого подростка. Также важно учитывать наличие у подростков ресурсов, которые помогают им справляться со стрессом, вызванным военными действиями.
Результаты могут быть использованы для работы с различными социальными группами, которые могут помочь стабилизировать психологическое состояние подростков. Важно, чтобы в ситуациях высокого риска подростки получали максимальную поддержку как от профессионалов, так и от значимых для них социальных групп.
Два ключевых события сыграли решающую роль в формировании генетического профиля современных европейских народов. Первое связано с приходом ранних фермеров из Анатолии примерно восемь тысяч лет назад, второе — масштабная миграция на запад носителей ямной степной культуры, начавшаяся пять тысяч лет назад. Однако ученые видят множество отличий от общей картины в разных регионах. В новой работе они проанализировали ДНК древних жителей самого северо-запада Европы и обнаружили более тесную связь с охотниками-собирателями, чем где бы то ни было.
В архивах английского поместья столетиями пылилась ничем не примечательная книга учета XVI века. Никто не подозревал, что внутри ее переплета скрываются фрагменты пергамента с историями, которые переписывали монахи семь веков назад. Тайна раскрылась, когда архивариус заметил странные символы на обложке. Так началось расследование, объединившее разных ученых. Исследователи три года пытались прочитать текст, не прикасаясь к нему. Теперь они представили результат своего труда — мир получил два ранее неизвестных эпизода о волшебнике Мерлине, короле Артуре и рыцаре Гавейне.
В 2023 году руководство особой экономической зоны «Алабуга» представило план развития до 2048-го: он предполагает освоение космического пространства.
Ученые из Сколтеха исследовали разнообразие молекул, которые могут образовываться из атомов кислорода и углерода. Помимо широко известных углекислого и угарного газов, моделирование обнаружило две сотни экзотических, но относительно стабильных соединений этих двух элементов, многие из которых не были описаны ранее. Этот класс веществ представляет интерес для исследований космоса, аккумуляторных технологий, биохимии и — неожиданным образом — для разработки промышленной взрывчатки и ракетного топлива. Как оказалось, некоторые из открытых веществ при распаде будут высвобождать более 75 процентов взрывной энергии тротила.
Два ключевых события сыграли решающую роль в формировании генетического профиля современных европейских народов. Первое связано с приходом ранних фермеров из Анатолии примерно восемь тысяч лет назад, второе — масштабная миграция на запад носителей ямной степной культуры, начавшаяся пять тысяч лет назад. Однако ученые видят множество отличий от общей картины в разных регионах. В новой работе они проанализировали ДНК древних жителей самого северо-запада Европы и обнаружили более тесную связь с охотниками-собирателями, чем где бы то ни было.
В архивах английского поместья столетиями пылилась ничем не примечательная книга учета XVI века. Никто не подозревал, что внутри ее переплета скрываются фрагменты пергамента с историями, которые переписывали монахи семь веков назад. Тайна раскрылась, когда архивариус заметил странные символы на обложке. Так началось расследование, объединившее разных ученых. Исследователи три года пытались прочитать текст, не прикасаясь к нему. Теперь они представили результат своего труда — мир получил два ранее неизвестных эпизода о волшебнике Мерлине, короле Артуре и рыцаре Гавейне.
В двойственных, или обратимых, изображениях зритель может увидеть разные объекты в зависимости от того, на каких деталях концентрируется его внимание. Среди известных примеров таких рисунков — иллюзия «кролик-утка», сочетающая двух животных, и обратимая ваза (или ваза Рубина), которая может казаться двумя силуэтами лиц, если сосредоточиться на фоне. В соцсетях и популярных СМИ часто публикуют подобные картинки, утверждая, что по тому, какое изображение человек видит в первую очередь, можно судить о его личностных чертах и особенностях мышления. Двое психологов из Великобритании недавно проверили, так ли это на самом деле.
Когда пара расстается, многие люди продолжают испытывать чувства к своим бывшим. Если разрыв произошел по инициативе другой стороны и отношения длились много лет, полностью «забыть» еще недавно близкого человека может быть непросто. Существует мнение, что и после расставания привязанность к экс-партнерам в какой-то мере сохраняется. Впрочем, согласно другой точке зрения, со временем эта эмоциональная связь ослабевает и утрачивается. Разобраться, как происходит на самом деле и сколько времени может потребоваться на полный эмоциональный разрыв с бывшими возлюбленными, взялись психологи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (США).
Масштабный анализ геномов показал, что вид Homo sapiens возник в результате смешения двух древних популяций. Они разделились полтора миллиона лет назад, а затем воссоединились до расселения по миру.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии