Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В МГППУ изучили особенности психологического состояния школьников из ЛНР
Среди психологических особенностей детей из ЛНР, которые выявили специалисты МГППУ, оказались наличие у части подростков выраженного неблагополучия в психофизиологической, когнитивной, эмоциональной, коммуникативной и поведенческой сферах, а также различия в оценках проявлений дезадаптации и признаков ПТСР между мальчиками и девочками. Ученики, низко оценивающие свое благополучие в отдельных или во всех рассматриваемых сферах жизнедеятельности, также находятся в зоне риска. Однако, несмотря на участие в травмирующих событиях, большинство опрошенных считают, что у них все хорошо в основных сферах жизни.
Специалисты Московского государственного психолого-педагогического университета исследовали психологическое состояние школьников, живущих в областях, где происходят боевые действия. Для этого они провели опрос среди старшеклассников (9–11 классы), разработав специальный опросник. В опросе приняли участие 646 старшеклассников: 36 процентов юношей и 64 процента девушек, преимущественно проживающие на территории Луганской Народной Республики.
В исследовании использовали анкету, которую создали для того, чтобы понять, как чувствует себя ребёнок. В ней есть вопросы о том, как дети адаптируются в обществе, есть ли у них проблемы после травмы и насколько они справляются со стрессом. Также в анкете были вопросы о том, как школьники сами оценивают свою жизнь в разных областях. Результаты опубликованы в журнале «Социальная психология и общество».
Исследование показало, какие признаки социально-психологической дезадаптации и симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) встречаются у учащихся, а также как они сами оценивают свое благополучие и какие ресурсы используют для борьбы со стрессом. Выяснилось, что девочки более уязвимы, чем мальчики, особенно в психофизиологической, эмоциональной и поведенческой сферах, а также в отношениях с близкими людьми.
Анализ информации помог обнаружить главные черты текущего состояния учеников в области, где сильно заметны последствия военных действий: у некоторых подростков есть серьезные проблемы в физическом, умственном, эмоциональном, общении и поведении, а также заметные отличия между мальчиками и девочками в оценке их адаптации и признаков посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Предложенный метод быстрой проверки хорошо работает при изучении этих явлений – от психологических ресурсов для борьбы со стрессом до признаков проблем у учеников, живущих в местах, пострадавших от военных действий.
«В ходе исследования мы анализировали состояние учеников в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий. Мы сравнили свои данные с результатами похожих исследований за границей, — рассказывает Ольга Ульянина, доктор психологических наук, доцент, руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ МГППУ. — Оказалось, что некоторые подростки, живущие в районах, где идут военные конфликты или уже сталкивавшиеся с их последствиями, имеют проблемы с приспособлением к жизни и чувствуют себя плохо в физическом, умственном, эмоциональном, общении и поведении плане. Эти дети находятся в группе риска и им нужна дополнительная проверка и помощь психологов».
Ученики, которые низко оценивают свое благополучие в одной или нескольких сферах жизни, тоже находятся в группе риска. Это может быть связано с тем, что они пережили стресс, включая пребывание в районах с военными действиями, или есть другие факторы, которые делают их более уязвимыми перед стрессом и могут ухудшить их реакцию на подобные события в будущем.
Анализ результатов показал, что большинство опрошенных людей считают, что у них все хорошо в основных сферах жизни, используя свои ресурсы. Их ответы показывают, что такие вещи, как поддержка семьи, друзья и интерес к учебе, очень важны для них. Это соответствует результатам исследований за рубежом, которые говорят о том, что эти факторы помогают подросткам стать сильнее в условиях войны. Наши данные также подтверждают выводы других исследований о том, что участие в травмирующих событиях не всегда приводит к развитию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Это зависит от наличия защитных факторов.
Оказывается, что мальчики и девочки по-разному реагируют на стресс и имеют разные способности справляться с ним. Девочки часто испытывают больше трудностей, им сложнее сосредоточиться, они чаще опаздывают и теряют вещи. Они также чаще испытывают физические симптомы, такие как усталость, кошмары и бессонница. Эти результаты подтверждаются другими исследованиями, которые показывают, что девочки-подростки, пережившие военные действия, чаще испытывают страх, тревогу и депрессию.
Есть разные мнения среди исследователей о том, как пол влияет на то, насколько сильно человек страдает от психологических последствий участия в военных травматических событиях. Также известно, что девушки-подростки склонны глубже задумываться над вещами. Поэтому в следующем этапе исследования планируется разобраться с этим вопросом.
Девушки-подростки видят свою познавательную сферу в положительном свете и считают её точкой роста и развития. Поэтому можно предположить, что если они будут активно участвовать в интересных для них образовательных проектах, это поможет им стать более устойчивыми к стрессу, вызванному военными действиями. Нужно проверить эту гипотезу и найти дополнительные способы поддержки и защиты для мальчиков-подростков.
Интересно, что когда подростков спрашивали о том, есть ли у них ресурсы для борьбы со стрессом, они отвечали на этот вопрос гораздо чаще, чем на вопрос о наличии рисков. В некоторых анкетах даже упоминались одновременно и ресурсы, и риски.
«Мы обнаружили, что некоторые ученики испытывают серьезные проблемы в физическом, умственном, эмоциональном, общении и поведении планах. Также мы выделили группы учеников, которые находятся в особой зоне риска из-за проживания на территориях, где происходили военные действия,- отмечает Лада Александрова, кандидат психологических наук, ведущий аналитик ФКЦ по обеспечению психологической службы в системе образования РФ МГППУ. — Эти ученики страдают от негативных последствий пребывания на территориях, где проходили военные действия, что мешает им нормально адаптироваться в важных сферах жизни. Обнаруженные нами проблемы соответствуют тому, что было найдено в отечественных и зарубежных исследованиях, которые изучают влияние военных действий на детей и подростков».
Было найдено немного отличий между мальчиками и девочками в том, как они учатся и общаются со сверстниками. Но девочки отметили больше проблем, чем мальчики. Это может говорить о том, что они более подвержены стрессу или лучше умеют анализировать свои чувства. В любом случае, при оценке рисков необходимо учитывать эти особенности.
Полученные данные уникальны для нашей страны и позволяют оценить состояние подростков, живущих в местах, где были военные действия, учитывая их пол и то, насколько они подвержены экстремальным событиям, связанным с войной. Исследование дает основу для создания специальной программы психологической помощи подросткам. Эта программа должна учитывать риски, связанные с полом, возрастом и индивидуальными особенностями каждого подростка. Также важно учитывать наличие у подростков ресурсов, которые помогают им справляться со стрессом, вызванным военными действиями.
Результаты могут быть использованы для работы с различными социальными группами, которые могут помочь стабилизировать психологическое состояние подростков. Важно, чтобы в ситуациях высокого риска подростки получали максимальную поддержку как от профессионалов, так и от значимых для них социальных групп.
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
Коллектив исследователей из МФТИ и Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича (ИППИ РАН) разработал математическую модель, описывающую, как системы искусственного интеллекта влияют на собственное будущее, обучаясь на данных, которые сами же и породили. Ученые создали теоретический каркас, объясняющий природу «цифровых эхо-камер» и механизм, из-за которого умные алгоритмы со временем могут терять адекватность или усиливать социальные предрассудки.
Является ли моногамия естественным состоянием для человека? Новое исследование, основанное на анализе почти 200 тысяч родословных млекопитающих, подтвердило это суждение, поместив Homo sapiens в один эволюционный ряд с сурикатами и гиббонами.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
