10.04.2023
ПНИПУ

4.5

Поддержание высокого уровня добычи нефти и газа требует постоянного восполнения запасов нефтяных компаний. Для этого на каждом этапе освоения нефтяных и газовых активов не останавливаются геологоразведочные работы, позволяющие открывать новые и уточнять границы имеющихся месторождений. На основе результатов геологоразведочных работ ученые Пермского Политеха разработали вероятностно-статистические модели прогноза нефтеносности месторождений. Они позволяют эффективно производить поиск и геометризацию залежей.

Модель ученых Пермского Политеха поможет найти нефть в глубоко залегающих толщах Западной Сибири /©Getty images / Автор: Екатерина Лебедева

Исследование выполнено в рамках реализации программы академического стратегического лидерства «Приоритет 2030». Статья с результатами опубликована в журнале «Геология нефти и газа».

«Восполнение ресурсной базы — одно из ключевых направлений деятельности нефтедобывающих предприятий России и мира. Сегодня, в условиях высокой изученности территорий и высоких темпов добычи, проблема восполнения и наращивания ресурсного потенциала компаний является весьма актуальной и требующей внимания», — рассказывает аспирант кафедры геологии нефти и газа Арсений Шадрин.

В рамках исследования ученые проанализировали влияние на нефтеносность условий, при которых происходило формирование залежей нефти и газа. Они включают характер рельефа, тектонические процессы, периоды формирования структур пластов.

Вероятностная схема комплексной модели зонально-локального прогноза нефтеносности по структурным параметрам / ©Пресс-служба Пермского Политеха

«Построение вероятностно-статистических моделей прогноза нефтеносности по структурным параметрам позволило сформулировать ряд закономерностей. Так, было установлено, что на большей части площади исследования нефтеносность тяготеет к участкам, испытавшим подъем в ранние этапы формирования осадочного чехла. Также была установлена связь между древним рельефом пласта и его нефтеносностью. Для всех площадей наблюдалась прямая зависимость между значением локальных составляющих и нефтеносностью, однако степень зависимости и ее форма также остаются индивидуальными для каждой локальной площади», — делится результатами исследования доцент кафедры геологии нефти и газа, кандидат технических наук Сергей Кривощеков.

Графическое представление регрессионного остатка / ©Пресс-служба Пермского Политеха

Полученные с помощью регрессионных моделей закономерности углубляют понимание процессов формирования залежей полезных ископаемых. Они пригодятся не только для дальнейших фундаментальных исследований, но и при проектировании скважин для открытия нефти в глубоко залегающих толщах. На данный момент модели составлены для месторождений Западной Сибири, но география исследования может быть расширена.