Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Изучены особенности организации первых школ Европейской Арктики
В прошлом у всех коренных народов Севера были собственные системы социализации детей, которые отличались от формальной системы образования. Ученые Кольского научного центра изучили процессы организации первых школ на территории Европейской Арктики и провели анализ этнокультурных образовательных моделей в саамских погостах на рубеже XIX-XX веков.
Результаты опубликованы в высокорейтинговом журнале «Религиоведение». Со второй половины XIX века на окраинных арктических территориях Русская православная церковь начала активно создавать систему начального образования. Миссионерская деятельность определялась необходимостью отстаивания государственных интересов Российской империи на этих территориях через влияние на этнокультурные процессы в среде саамского населения Кольского Севера.
В сочинениях этнографов конца XIX – начала XX века неоднократно высказывалась мысль о том, что саамы, проживающие на территории Кольского полуострова, готовы развивать и поддерживать дело народного просвещения. Однако советские историки писали о насильственной политике царизма по отношению к местному коренному населению. Старший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра Ксения Казакова на основе широкого круга архивных материалов реконструировала сюжеты взаимодействия православного духовенства и коренного населения Кольского Севера по вопросам организации церковно-приходских школ в саамских погостах.
Первой школой, открытой в саамском погосте, была Пазрецкая церковно-приходская школа. В Пазрецком погосте, находящимся на границе с Норвегией, просветительской работе и обучению детей русскому языку уделяли особое внимание. Священник погоста Константин Щеколдин разработал особый «передвижной» график работы школы, когда учитель следовал за своими учениками по местам их кочевий. Проект высочайше одобрил обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, который стал одним из попечителей школы, обеспечивая ее финансовое содержание.
Именно геополитический фактор сыграл немаловажную роль в работе по развитию саамской письменности и появлению первых текстов на саамском языке: «Святое Евангелие от Матфея» (1894) и «Азбука для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской губернии» (1895).
Следом за Пазрецким, школы появились в Нотозерском и Сонгельском погостах, расположенных недалеко от границы современной Финляндии. Анализ опыта работы этих школ, проведенный на основе архивных материалов, показывает, что немаловажную роль в развитии просвещения в XIX веке играл финансовый фактор. Содержание церковно-приходской школы, в отличие от школ Министерства народного просвещения, только частично обеспечивалось из центра. Определенную часть расходов вынуждено было брать на себя коренное население.
Нотозерский и Сонгельский погосты были объединены в один приход, поэтому из-за отсутствия в Сонгело храма школа здесь стала особым духовным центром и для детей, и для взрослых. Со временем на средства коренного населения к школе пристроили алтарь, и она была освящена как церковь-школа во имя северного святого Трифона Печенгского. Таким образом, школа в Сонгельском погосте выполняла две функции: духовную и просветительскую.
Исследовательница проанализировала интересный с точки зрения межэтнических процессов на Кольском Севере на рубеже XIX-XX веков опыт организации Ловозерской миссионерской школы. В то время село Ловозеро населяли русские, саамы, ненцы, коми-ижемцы. Именно последние активно поддерживали развитие школьного дела, а их дети составляли почти большую половину от всех учащихся. Коми-ижемцы, переселившиеся на Кольский полуостров, имели совершенно отличный от саамов уклад хозяйствования, рассчитанный в первую очередь на ведение торговых отношений, поэтому считали насущно необходимым дать детям начальное образование. Такая тенденция сохранялась вплоть до 1917 года.
Архивные материалы свидетельствуют, что первые школы в Европейской Арктике стали просветительскими центрами, которые способствовали приобщению детей к грамотности и духовным основам православной культуры, а также более активному участию населения в жизни северных православных приходов. Автор показала, что в колониях Мурманского берега развитие просветительской работы было возможно только при участии Трифоно-Печенгского монастыря, который полностью обеспечивал работу Баркинской церковно-приходской школы и Печенгской монастырской школы, и впервые ввела в научный оборот документы по истории просветительской деятельности Русской православной церкви на Кольском Севере, позволяющие проанализировать этнокультурные образовательные модели рубежа XIX–XX веков и особенности этносоциальных процессов на Кольском Севере.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии