• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
11.12.2023
КНЦ РАН
206

Изучены особенности организации первых школ Европейской Арктики

4.4

В прошлом у всех коренных народов Севера были собственные системы социализации детей, которые отличались от формальной системы образования. Ученые Кольского научного центра изучили процессы организации первых школ на территории Европейской Арктики и провели анализ этнокультурных образовательных моделей в саамских погостах на рубеже XIX-XX веков.

Пазрецкая школа
Священник К. Щеколдин с саамскими детьми на фоне первой церковно-приходской школы для саамов (основана в 1888 году), Архангельская губерния, Александровский уезд, погост Пазрека. 1903 год. Саамы, русские. Из фондов Российского этнографического музея / © Пресс-служба КНЦ РАН / Автор: Messiena Lucretius

Результаты опубликованы в высокорейтинговом журнале «Религиоведение». Со второй половины XIX века на окраинных арктических территориях Русская православная церковь начала активно создавать систему начального образования. Миссионерская деятельность определялась необходимостью отстаивания государственных интересов Российской империи на этих территориях через влияние на этнокультурные процессы в среде саамского населения Кольского Севера.

В сочинениях этнографов конца XIX – начала XX века неоднократно высказывалась мысль о том, что саамы, проживающие на территории Кольского полуострова, готовы развивать и поддерживать дело народного просвещения. Однако советские историки писали о насильственной политике царизма по отношению к местному коренному населению. Старший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра Ксения Казакова на основе широкого круга архивных материалов реконструировала сюжеты взаимодействия православного духовенства и коренного населения Кольского Севера по вопросам организации церковно-приходских школ в саамских погостах.

Пазрецкий погост / © Фото Э. Вессель / Пресс-служба КНЦ РАН

Первой школой, открытой в саамском погосте, была Пазрецкая церковно-приходская школа. В Пазрецком погосте, находящимся на границе с Норвегией, просветительской работе и обучению детей русскому языку уделяли особое внимание. Священник погоста Константин Щеколдин разработал особый «передвижной» график работы школы, когда учитель следовал за своими учениками по местам их кочевий. Проект высочайше одобрил обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, который стал одним из попечителей школы, обеспечивая ее финансовое содержание.

Именно геополитический фактор сыграл немаловажную роль в работе по развитию саамской письменности и появлению первых текстов на саамском языке: «Святое Евангелие от Матфея» (1894) и «Азбука для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской губернии» (1895).

Ловозерская церковно-приходская школа. 1911 год. Из книги Козмин Н. По школам Лапландии (Дневник наблюдателя). Санкт-Петербург, 1914 год / © Пресс-служба КНЦ РАН

Следом за Пазрецким, школы появились в Нотозерском и Сонгельском погостах, расположенных недалеко от границы современной Финляндии. Анализ опыта работы этих школ, проведенный на основе архивных материалов, показывает, что немаловажную роль в развитии просвещения в XIX веке играл финансовый фактор. Содержание церковно-приходской школы, в отличие от школ Министерства народного просвещения, только частично обеспечивалось из центра. Определенную часть расходов вынуждено было брать на себя коренное население.

Нотозерский и Сонгельский погосты были объединены в один приход, поэтому из-за отсутствия в Сонгело храма школа здесь стала особым духовным центром и для детей, и для взрослых. Со временем на средства коренного населения к школе пристроили алтарь, и она была освящена как церковь-школа во имя северного святого Трифона Печенгского. Таким образом, школа в Сонгельском погосте выполняла две функции: духовную и просветительскую.

Исследовательница проанализировала интересный с точки зрения межэтнических процессов на Кольском Севере на рубеже XIX-XX веков опыт организации Ловозерской миссионерской школы. В то время село Ловозеро населяли русские, саамы, ненцы, коми-ижемцы. Именно последние активно поддерживали развитие школьного дела, а их дети составляли почти большую половину от всех учащихся. Коми-ижемцы, переселившиеся на Кольский полуостров, имели совершенно отличный от саамов уклад хозяйствования, рассчитанный в первую очередь на ведение торговых отношений, поэтому считали насущно необходимым дать детям начальное образование. Такая тенденция сохранялась вплоть до 1917 года.

Документ с родовыми клеймами саамов Сонгельского погоста. Из фондов Государственного архива Мурманской области / © Пресс-служба КНЦ РАН

Архивные материалы свидетельствуют, что первые школы в Европейской Арктике стали просветительскими центрами, которые способствовали приобщению детей к грамотности и духовным основам православной культуры, а также более активному участию населения в жизни северных православных приходов. Автор показала, что в колониях Мурманского берега развитие просветительской работы было возможно только при участии Трифоно-Печенгского монастыря, который полностью обеспечивал работу Баркинской церковно-приходской школы и Печенгской монастырской школы, и впервые ввела в научный оборот документы по истории просветительской деятельности Русской православной церкви на Кольском Севере, позволяющие проанализировать этнокультурные образовательные модели рубежа XIX–XX веков и особенности этносоциальных процессов на Кольском Севере.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Кольский научный центр Российской академии наук (бывший Кольский филиал Академии наук СССР) имени С. М. Кирова, объединение научных учреждений РАН на Кольском полуострове.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
28 июня
Даниил Сухинов

В новой работе математики из Великобритании предположили, что отсутствие мужской лактации и грудного вскармливания у плацентарных млекопитающих — эволюционная стратегия, не связанная с неопределенностью биологического отцовства и конкуренцией. По их мнению, причинами такого разделения обязанностей родителей могут быть живорождение и опасность передачи микробиома молока, которые вместе генерируют соответствующее эволюционное давление отбора.

Позавчера, 10:01
Михаил Орлов

Колорадский жук Leptinotarsa decemlineata — один из самых злостных вредителей сельского хозяйства, который специализируется на картофеле и других пасленовых. Будучи родом из Скалистых гор, за последние 100 лет жук завоевал большую часть Северного полушария и сейчас осваивается в Китае. Свыше 50 различных пестицидов не смогли остановить картофельного вредителя, поэтому для борьбы с ним ученые прибегли к избирательной генетической технологии — РНК-интерференции.

Вчера, 09:29
Михаил Орлов

Гребневики внешне похожи на медуз, хотя не относятся к их близким родственникам. Это самостоятельный своеобразный тип, который отделился от прочих животных на заре эволюции. Многие гребневики при всей простоте и «мягкотелости» способны жить при очень высоком давлении — под четырехкилометровым слоем океанической воды. Новое исследование, опубликованное в Science, описало уникальные адаптации глубоководных гребневиков на уровне молекул.

25 июня
НИУ ВШЭ

Ученые из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН и НИУ ВШЭ выяснили, как формируются основы грамотности. Для этого они сравнили процессы распознавания ошибок в трех возрастных группах: у детей 8–10 лет, подростков 11–14 лет и взрослых. Эксперимент показал, что орфографическая чувствительность у ребенка появляется в начальной школе и продолжает развиваться как минимум до 14 лет. До этого возраста дети хуже, чем подростки и взрослые, распознают ошибки в словах.

24 июня
Полина Меньшова

Хотя доступ к словам, синтаксическим структурам и нелингвистическим символам способен облегчить некоторые когнитивные процессы, язык вряд ли можно считать основой любой формы мышления. К такому выводу пришли ученые из США, проанализировав данные исследований за последние 20 лет.

28 июня
Даниил Сухинов

В новой работе математики из Великобритании предположили, что отсутствие мужской лактации и грудного вскармливания у плацентарных млекопитающих — эволюционная стратегия, не связанная с неопределенностью биологического отцовства и конкуренцией. По их мнению, причинами такого разделения обязанностей родителей могут быть живорождение и опасность передачи микробиома молока, которые вместе генерируют соответствующее эволюционное давление отбора.

25 июня
Игорь Байдов

Ученые из Китая и Бельгии воссоздали в лаборатории условия, существовавшие на Меркурии четыре миллиарда лет назад, и выяснили, что они были идеальными для образования слоя алмазов, который с течением времени становился лишь толще.

21 июня
Nadya

Земля начала формироваться примерно 4,5 миллиарда лет назад. Чтобы понять, как это происходило в ранние периоды развития нашей планеты, ученые ищут образцы древних горных пород. Одну из таких, возрастом почти 3,5 миллиарда лет, обнаружили рядом с городом Колли в Австралии.

10 июня
Александр Березин

Исследователи из США выяснили, что примерно два миллиона лет назад Солнечная система захватила хвост облака холодного межзвездного газа. В результате гелиосфера сильно сжалась, дав галактическим лучам свободно облучать все планеты системы. Это должно было вызвать и серьезные проблемы с климатом.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно