Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Челябинские ученые научили робота-сварщика учитывать дефекты при работе
В лаборатории Южно-Уральского государственного университета «живет» робот-сварщик FANUС. Его многочисленные коллеги работают на крупнейших предприятиях мира, а этот обучает студентов кафедры оборудования и технологии сварочного производства. Сегодня автоматизированная сварка используется в передовых отраслях: авиа- и автомобилестроении, приборостроении, медицине. Роботы работают с большой скоростью, не совершают ошибок, не устают и не травмируются. Но даже они могут невольно допустить брак — по вине человека. Ученые из ЮУрГУ оснастили робота-сварщика системой технического зрения и научили отслеживать такие дефекты.
«У робота есть заданная программа, по которой он двигается, но детали перед сваркой собирает человек, и здесь может быть что угодно: плохая сборка деталей, зазоры, некачественная зачистка металла. Зазор разошелся, робот просто в пустоту куда-то что-то наварил, – рассказывает заведующий кафедрой оборудования и технологии сварочного производства Михаил Иванов. – Дефекты в сварке предсказать невозможно. Например, подача проволоки идет, визуально она хорошая, но она постояла в цеху и набрала влаги – такие моменты не предугадать. Сейчас качество сварки оценивает человек, а мы придумали, как научить самого робота искать дефекты».
Для работы над проектом объединились три «сварщика» и один кандидат физико-математических наук. Математик узнал много интересного про сварку, а сотрудники кафедры оборудования и технологии сварочного производства погрузились в удивительный мир нейронных сетей. «Первое время я являлся связующим звеном в нашей междисциплинарной команде, – вспоминает аспирант Никита Черкасов. – Потому что у меня было достаточно знаний в сфере сварочного программирования».
Первым делом испытатели дооснастили своего робота-сварщика системой технического зрения. Получилась уникальная установка, аналогов которой в России нет. До сих пор камеры устанавливали только на роботов-сборщиков. К сварщикам не подступались, потому что работа у них грязная, дымная, да еще и металлические брызги повсюду. Но челябинским ученым все удалось. Затем исследователи сварили металлические пластины, дрелью испортили швы и приступили к кропотливой работе: робот делал снимки, ученые выгружали их и предобрабатывали вручную.
Пришлось отфильтровать пять тысяч фотографий, прежде чем начать обучать нейронную сеть. Первоначальная цель была понять, увидит ли система дефекты сварки. «Промышленные дефекты средние и большие нейросеть достаточно хорошо видит, – комментирует заведующий кафедрой оборудования и технологии сварочного производства Михаил Иванов. – Все существующие автоматизированные сварочные системы заканчиваются «черным ящиком», куда человек вообще вмешиваться не может, не может «подправить», хотя такой соблазн иногда есть. Мы пытаемся создать такой «черный ящик», который будет говорить: да, дефект найден».
В процессе работы сотрудники кафедры сварочного производства «перезнакомились» со многими нейросетями, и даже дали одной из них задание нарисовать робота-сварщика. Заведующий кафедрой распечатал картины в большом формате и развесил на стенах лаборатории. Брутальные терминаторы в брызгах раскаленного металла очень оживили окружающую обстановку. Любопытно, что по дороге на кафедру одну из стен украшает роспись советских времен, изображающая сварщика. И поневоле восхитишься, как стремительно шагает прогресс даже в таком рутинном процессе «получения неразъемных соединений посредством установления межатомных связей между свариваемыми частями при их местном или общем нагреве».
Итак, роботы-сварщики могут думать. Перспективный исследовательский проект ЮУрГУ «Разработка системы автоматизированного визуального контроля сварных швов на основе нейросетевых технологий» получил грант Российского научного фонда. Работы по нему продолжаются. Предстоит решить, как интегрировать систему принятия решений в промышленного робота. Параллельно с этим направлением на кафедре защищается магистерская выпускная работа «Автоматизация процесса сварки шпунтовых профилей с использованием нейросетевых технологий»: исследователи дооснастили и начали обучать данные от сварочного трактора. Это большая промышленная установка, которая выполняет работы на конструкциях длиной в несколько десятков метров.
«Поставлена задача: конструкция 30 метров, листы отрезаны плазменной резкой, – объясняет заведующий кафедрой оборудования и технологии сварочного производства Михаил Иванов. – Плазменная резка вносит очень много тепла в конструкцию, и после этого начинается коробление: лист получается неровный. Между такими деталями зазор изменяется: то сходится, то расходится, поэтому сварное соединение получается с браком. Мы научили нейронную сеть оценивать зазор, рассчитали, какой режим сварки должен быть для каждого зазора. То есть, сварочный трактор совместно с источником питания сам себя регулирует».
Ученые провели фундаментальную работу: придумали, испытали, показали, как все это работает. Теперь дело бизнеса внедрить разработку в реальную жизнь. Пока аналогов этого изобретения не найдено ни в научных публикациях, ни в каталогах оборудования. О достижении челябинских ученых опубликовано шесть статей в научных журналах международной базы Sсopus.
Светлана Бацан
До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.
Инженеры компании Unitsky String Technologies Inc. разработали несколько вариантов транспортно-инфраструктурных комплексов, способных значительно улучшить пассажирское сообщение в городах, расположенным по обеим берегам крупных водных артерий. Обычно такие мегаполисы сталкиваются с необходимостью строительства дорогих капитальных сооружений — шоссейных мостов, что не всегда подъемно для городского бюджета. Решение белорусских инженеров куда менее ресурсоемкое. Для примера возьмем Ростов-на-Дону, где есть запрос на устойчивое сообщение между левобережной частью города с историческим центром.
Астроном Дэвид Киппинг использовал данные по последнему общему предку всего живого, чтобы сделать неожиданный вывод: жизнь возникла на нашей планете очень рано и самостоятельно, а не была занесена извне. Если это так, то ее возникновение должно быть достаточно частым событием. По крайней мере, на экзопланетах, по параметрам близким к Земле.
До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.
В Солнечной системе есть несколько миров, где под твердой поверхностью скрывается океан. С момента их открытия ученые задаются вопросом: могла ли там возникнуть жизнь? Авторы новой работы смоделировали выживание простейших на Титане, спутнике Сатурна.
При сравнении десятков солнцеподобных звезд выяснилось, что наше светило разительно отличается почти от всех остальных характером магнитной активности: на нем образуется гораздо больше ярких областей, чем темных пятен. У большинства желтых карликов все наоборот.
Когда пара расстается, многие люди продолжают испытывать чувства к своим бывшим. Если разрыв произошел по инициативе другой стороны и отношения длились много лет, полностью «забыть» еще недавно близкого человека может быть непросто. Существует мнение, что и после расставания привязанность к экс-партнерам в какой-то мере сохраняется. Впрочем, согласно другой точке зрения, со временем эта эмоциональная связь ослабевает и утрачивается. Разобраться, как происходит на самом деле и сколько времени может потребоваться на полный эмоциональный разрыв с бывшими возлюбленными, взялись психологи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (США).
Масштабный анализ геномов показал, что вид Homo sapiens возник в результате смешения двух древних популяций. Они разделились полтора миллиона лет назад, а затем воссоединились до расселения по миру.
Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии