Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Челябинские ученые научились определять готовность спортсменов к рекордам
Ученые кафедры спортивного совершенствования Института спорта, туризма и сервиса ЮУрГУ разработали принципиально новую систему оценки физической работоспособности и функциональной подготовленности спортсменов. Для этого в университете создан первый в регионе Центр цифрового спорта и тестирования ГТО. Он оснащен современными тренажерами и датчиками, которые фиксируют скорость и мощность спортсмена, уровень кровотока и оксигенацию мышц. Сами датчики — не новость в мире спорта, но уникален способ, которым челябинские ученые проводят функциональное тестирование.
«В отличие от всех остальных, наш нагрузочный тест прерывный, то есть, мы снимаем показания не только во время физической нагрузки, но и в период восстановления спортсмена, – комментирует доцент кафедры спортивного совершенствования Анастасия Бахарева. – Поскольку для атлета важно не то, что он показал в нагрузке, а как он восстанавливается. Именно этот показатель говорит об уровне функциональной тренированности: чем быстрее человек восстановился, тем быстрее будет совершать двигательные действия».
Для создания методики объединились ученые-физиологи, тренеры, врачи и программисты. На беговых дорожках, вело- и гребных тренажерах были протестированы сотни спортсменов: лыжники, пловцы, хоккеисты. Задачей ученых было выяснить, за счет каких физиологических сдвигов человек показывает ту или иную работоспособность.
«Возьмем такой показатель, как МПК – максимальное потребление кислорода. Чем он выше, тем спортсмен функциональнее, работоспособнее, – объясняет Анастасия Бахарева. – Но уже показано и доказано, что даже с одинаковым уровнем МПК спортсмены могут показывать разные результаты. Встает вопрос – почему? Приходится углубляться в физиологические механизмы – сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, центральной и периферической гемодинамики, оценивать показатели вегетативной нервной системы».
Пока ученые оценивают все в «ручном режиме», но в перспективе это будет делать компьютерная программа на основе искусственного интеллекта. Она же выдаст рекомендации, что поменять в системе тренировок. Уже сейчас специалисты научились оценивать: есть ли резервы у организма, или спортсмен работает на пределе возможностей, стоит ли ожидать от него результатов, или пора «сбавлять обороты», а то и выводить на восстановительные мероприятия.
Сейчас большинство российских тренеров действуют эмпирически, подбирая нагрузки для спортсменов по субъективным ощущениям. Ученые ИСТиС предлагают научный подход. «Мы же тренируемся, чтобы были сдвиги, – говорит Анастасия Бахарева. – Но они формируются очень медленно. Например, на пульсе 170 спортсмен показывает мощность 200 Вт, а мы хотим на этом же пульсе увидеть мощность 220. Чтобы за месяц получить эти 20 Вт, нужно рациональное построение тренировок. Атлету нужно дать четкое указание по дозировке физической нагрузки, ее объему и интенсивности».
На этом принципе, на работе с датчиками, работает уже весь европейский спорт. Научный подход к тренировкам, во-первых, позволяет сохранить здоровье атлета. А во-вторых, дает адекватность восприятия уровня тренированности как со стороны тренера, так и самого спортсмена: оба понимают, на что он готов в данный момент. Постепенно цифровая среда приходит и в российский спорт: пионерами стали футболисты. Остальные пока пишут свои тренировочные планы на бумаге. Как только челябинские ученые доработают свою методику и оформят ее в виде приложения, они готовы поделиться ею со всеми: от профессиональных до любительских команд.
Мир вкладывает миллиарды долларов в «революцию ИИ». Это не только ChatGPT и ему подобные, но и беспилотные автомобили. Самый амбициозный из них — только что представленный Илоном Маском «Кибертакси», двухместный автомобиль без руля и педалей, который уже начали выпускать малой серией. Есть только одна проблема: так же, как и ChatGPT, это пузырь, который имеет все шансы лопнуть. Почему ученые называют словосочетание ИИ бессмысленным? И почему «Кибертакси» станет первым проектом, в реализации которого Илона Маска, вероятно, ждет серьезный провал?
В научной литературе немало примеров работ о пользе животных-компаньонов для людей. Однако в новом исследовании о влиянии домашних питомцев на эмоциональное здоровье, поведенческое и когнитивное развитие детей ученые неожиданно сделали не только положительные выводы.
SpaceX готова провести пятое летное испытание своей транспортной системы Starship, которая состоит из 71-метровой первой ступени Super Heavy и 50-метрового космического корабля Starship. Во время испытаний компания впервые попытается поймать первую ступень ракеты механизированным захватом, ранее невиданным в истории ракетостроения. Прямая трансляция с площадки начнется в 12.00 по московскому времени.
Мир вкладывает миллиарды долларов в «революцию ИИ». Это не только ChatGPT и ему подобные, но и беспилотные автомобили. Самый амбициозный из них — только что представленный Илоном Маском «Кибертакси», двухместный автомобиль без руля и педалей, который уже начали выпускать малой серией. Есть только одна проблема: так же, как и ChatGPT, это пузырь, который имеет все шансы лопнуть. Почему ученые называют словосочетание ИИ бессмысленным? И почему «Кибертакси» станет первым проектом, в реализации которого Илона Маска, вероятно, ждет серьезный провал?
В научной литературе немало примеров работ о пользе животных-компаньонов для людей. Однако в новом исследовании о влиянии домашних питомцев на эмоциональное здоровье, поведенческое и когнитивное развитие детей ученые неожиданно сделали не только положительные выводы.
SpaceX готова провести пятое летное испытание своей транспортной системы Starship, которая состоит из 71-метровой первой ступени Super Heavy и 50-метрового космического корабля Starship. Во время испытаний компания впервые попытается поймать первую ступень ракеты механизированным захватом, ранее невиданным в истории ракетостроения. Прямая трансляция с площадки начнется в 12.00 по московскому времени.
Марс не всегда был холодным и сухим, как сейчас. Все больше фактов говорит о том, что миллиарды лет назад там текли водные потоки. А значит, была плотная атмосфера, создающая парниковый эффект и поддерживающая воду в жидком состоянии. Примерно 3,5 миллиарда лет назад вода исчезла, газовая оболочка существенно поредела. Почему? Ответ буквально лежит на поверхности, выяснили американские геологи.
Инженеры из Белоруссии разработали альтернативный маршрут для более быстрой, безопасной и доступной перевозки грузов по сравнению с использованием Северного морского пути (СМП). Проект предусматривает организацию высокоскоростных грузопассажирских перевозок, в том числе транзитных, что станет альтернативой другим видам транспорта, в первую очередь авиации, за счет высокой скорости передвижения и уровня комфорта.
Исследовательская группа из NASA выяснила, как на поверхности Красной планеты образуются маленькие темные объекты в форме пауков. Новаторский эксперимент, проведенный в лабораторных условиях, позволил воссоздать процессы, которые наблюдаются на поверхности Марса в зимние и весенние месяцы.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии