• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
06.10.2023
ЮУрГУ
1
847

Челябинские ученые научились определять готовность спортсменов к рекордам

4.3

Ученые кафедры спортивного совершенствования Института спорта, туризма и сервиса ЮУрГУ разработали принципиально новую систему оценки физической работоспособности и функциональной подготовленности спортсменов. Для этого в университете создан первый в регионе Центр цифрового спорта и тестирования ГТО. Он оснащен современными тренажерами и датчиками, которые фиксируют скорость и мощность спортсмена, уровень кровотока и оксигенацию мышц. Сами датчики — не новость в мире спорта, но уникален способ, которым челябинские ученые проводят функциональное тестирование.

Показатели компонентного состава тела
Показатели компонентного состава тела / © Сергей Качко / Автор: Cloelia Andronicus

«В отличие от всех остальных, наш нагрузочный тест прерывный, то есть, мы снимаем показания не только во время физической нагрузки, но и в период восстановления спортсмена, – комментирует доцент кафедры спортивного совершенствования Анастасия Бахарева. – Поскольку для атлета важно не то, что он показал в нагрузке, а как он восстанавливается. Именно этот показатель говорит об уровне функциональной тренированности: чем быстрее человек восстановился, тем быстрее будет совершать двигательные действия».

Для создания методики объединились ученые-физиологи, тренеры, врачи и программисты. На беговых дорожках, вело- и гребных тренажерах были протестированы сотни спортсменов: лыжники, пловцы, хоккеисты. Задачей ученых было выяснить, за счет каких физиологических сдвигов человек показывает ту или иную работоспособность.

«Возьмем такой показатель, как МПК – максимальное потребление кислорода. Чем он выше, тем спортсмен функциональнее, работоспособнее, – объясняет Анастасия Бахарева. – Но уже показано и доказано, что даже с одинаковым уровнем МПК спортсмены могут показывать разные результаты. Встает вопрос – почему? Приходится углубляться в физиологические механизмы – сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, центральной и периферической гемодинамики, оценивать показатели вегетативной нервной системы».

Оценка состояния вегетативной нервной системы по вариабельности сердечного ритма / © Сергей Качко

Пока ученые оценивают все в «ручном режиме», но в перспективе это будет делать компьютерная программа на основе искусственного интеллекта. Она же выдаст рекомендации, что поменять в системе тренировок. Уже сейчас специалисты научились оценивать: есть ли резервы у организма, или спортсмен работает на пределе возможностей, стоит ли ожидать от него результатов, или пора «сбавлять обороты», а то и выводить на восстановительные мероприятия.

Сейчас большинство российских тренеров действуют эмпирически, подбирая нагрузки для спортсменов по субъективным ощущениям. Ученые ИСТиС предлагают научный подход. «Мы же тренируемся, чтобы были сдвиги, – говорит Анастасия Бахарева. – Но они формируются очень медленно. Например, на пульсе 170 спортсмен показывает мощность 200 Вт, а мы хотим на этом же пульсе увидеть мощность 220. Чтобы за месяц получить эти 20 Вт, нужно рациональное построение тренировок. Атлету нужно дать четкое указание по дозировке физической нагрузки, ее объему и интенсивности».

На этом принципе, на работе с датчиками, работает уже весь европейский спорт. Научный подход к тренировкам, во-первых, позволяет сохранить здоровье атлета. А во-вторых, дает адекватность восприятия уровня тренированности как со стороны тренера, так и самого спортсмена: оба понимают, на что он готов в данный момент. Постепенно цифровая среда приходит и в российский спорт: пионерами стали футболисты. Остальные пока пишут свои тренировочные планы на бумаге. Как только челябинские ученые доработают свою методику и оформят ее в виде приложения, они готовы поделиться ею со всеми: от профессиональных до любительских команд.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Южно-Уральский государственный университет — это центр цифровых трансформаций, где проводят инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития России, университет сфокусирован на продвижении крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В 2021 году ЮУрГУ победил в конкурсе по программе «Приоритет-2030». Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ).
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 10:40
Evgenia

Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.

5 часов назад
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

Позавчера, 17:43
Юлия Трепалина

В современном мире многие считают личный автотранспорт необходимостью. Однако отдельные семьи сознательно выбирают жизнь без автомобиля, причем делают это не из финансовых или экологических соображений, как можно было бы ожидать, выяснили израильские ученые.

15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

15 мая
Николай Цыгикало

Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.

14 мая
Андрей

Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
Alex Freeman
06.10.2023
-
0
+
whoop?
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно