Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Беломорские рогульки рассказали ученым об изменениях климата в прошлом
В последние десятилетия палеоклиматологи заинтересовались глендонитами, которых еще называют беломорскими рогульками — карбонатными образованиями различной формы, которые встречаются в самые разные геологические эпохи: от докембрия до наших дней. Проведенное учеными исследование убедительно доказало, что глендониты можно использовать в качестве индикатора близкой к нулю температуры придонной воды, а по изменению геохимического состава карбонатных фаз глендонитов и вмещающих конкреций узнать о последовательных изменениях геохимической обстановки в процессе их формирования.
Карбонат кальция в природе встречается во множестве различных форм. Пожалуй, самая причудливая из них — это глендониты, получившие свое название по району Западной Австралии Глендон (Гледенбрук), где были описаны. Известны глендониты и на территории России — поморы находили их в рыболовных сетях называли беломорскими рогульками. Эти минеральные образования, похожие на ежей или объемные звезды с толстым «телом», представляют собой псевдоморфозы (продукт замещения без изменения формы) кальцита по икаиту. Икаит (CaCO3⋅6H2O), который в природе встречается только при температурах ниже семи градусов Цельсия, при повышении температуры разлагается и замещается плотными агрегатами кальцита (CaCO3).
Глендониты могут сослужить палеоклиматологом хорошую службу и быть индикаторами холодных условий. Однако для этого необходимо выяснить, совпадают ли современные условия образования икаита (и глендонитов) с более ранними. Современная среда образования икаитовых отложений хорошо известна, однако происхождение древних глендонитов все еще обсуждается из-за неполноты геологической летописи и неоднозначных палеоклиматических и палеоэкологических признаков. Это заставило некоторых исследователей усомниться в том, что икаит и глендониты можно использовать как индикатор холодного климата в геологическом прошлом.
Чтобы выяснить, какими были палеогеографические и геохимические условия во время осаждения икаита и преобразования его в кальцит, ученые из Санкт-Петербургского государственного университета, Института географии и Геологического института РАН, Института геологии и геохимии Уральского отделения РАН, Кольского научного центра РАН и Техасского университета исследовали глендониты Белого моря. Результаты исследований опубликованы в июльском номере международного журнала Marine Geology.
Из трех близко расположенных местонахождений вдоль северного побережья Кандалакшского залива Белого моря исследователи отобрали 25 проб глендонитов: часть содержала раковины двустворчатых моллюсков, часть была погружена в субстрат вмещающей конкреции. Каждый образец разрезали пополам. Полированные шлифы, изготовленные из первой половины, использовали для детального изучения минералогии и петрографии, вторую половину образцов — для геохимических и изотопных исследований.

Изменения климата Беломорья в голоцене детально изучены. «Размораживание» моря закончилась примерно 12,8 тысяч лет назад. С конца позднего плейстоцена в исследуемом регионе выделяются холодные и теплые периоды.
Ранее возраст беломорских глендонитов определяли между 11,25 и 9,83 тысячами лет. Однако обнаруженные в них раковины двустворчатых моллюсков относятся к теплому атлантическому периоду голоцена: 6,9–6,3 тысячи лет назад, что указывает на более молодой возраст глендонитов. Проведенный учеными изотопный анализ также указал возраст отобранных глендонитов около 4,1 ± 0,4 тысяч лет.

Кроме того, этот период (суббореальный этап голоцена) характеризовался новым похолоданием. Температура поверхности Белого моря была примерно на 1–2 градуса ниже атлантического этапа, но на 3–4 градуса выше современной. Изотопно-геохимические исследования показали, что раковины моллюсков выросли при температуре от 3 до 11 градусов, а температура образования глендонитов – от 3,1 до пяти градусов Цельсия (для одного образца – около восьми градусов).
Глубина Белого моря в районе исследований в то время, когда образовались глендониты, составляла 15–20 метров. Современное Белое море прогревается летом до глубины около 15 метров, а значит, летом температура прибрежных вод была выше, чем та, при которой происходит осаждение икаита, и та, которую вычислили для образования глендонитов.
Исследователи выявили три типа кальцита, составляющего изученные образцы. Первая генерация кальцита происходит от икаита и обеднена магнием, стронцием и барием и не демонстрирует катодолюминесценции. Вторая богата фосфором и магнием, также не люминесцирует или обладает тускло-красной катодолюминесценцией. Третья генерация включает богатый магнием, стронцием и барием игольчатый кальцит с тускло-красной катодолюминесценцией. Последовательные изменения содержания редкоземельных элементов указывают на изменения в условиях осаждения.

Эти результаты показывают, что кальцит и игольчатый цемент, полученные из икаита, кристаллизовались из поровых вод в среде с высокой щелочностью. Превращение икаита в кальцит, вероятно, было вызвано повышением температуры. Геохимия кальцита определялась активным ионным обменом между обломочными отложениями и поровыми водами.
Все это позволяет предположить, что осаждение икаита происходило в холодные зимние месяцы суббореального периода, когда температура опускалась ниже восьми градусов Цельсия, сопровождалось образованием морского льда и присутствием разлагающегося органического вещества. Повышение температуры привело к разрушению икаита и последующей цементации арагонитом или аморфным карбонатом кальция, содержащим повышенные концентрации бария и стронция.
Игольчатый цемент внутри глендонитов демонстрирует небольшие отрицательные аномалии церия и осаждается из поровых вод, полученных из морской воды. Кальцит с высоким содержанием магния, образующий вмещающую конкрецию, осаждался в зоне сульфатредукции из поровых вод, полученных из морской воды. Геохимия этих поровых вод была изменена за счет взаимодействия с обломочными компонентами вмещающих отложений.
Проведенное учеными исследование убедительно доказало, что глендониты можно использовать в качестве индикатора близкой к нулю температуры придонной воды, а по изменению геохимического состава карбонатных фаз глендонитов и вмещающих конкреций — судить о последовательных изменениях геохимической обстановки в процессе их формирования.
После открытия объекта 3I/ATLAS предполагалось, что ядро межзвездной кометы могло иметь гигантские размеры. Но в процессе дальнейших наблюдений выяснилось, что эти оценки были явно завышены. Недавние расчеты показали, что на самом деле 3I/ATLAS по размерам соответствует среднестатистическим или даже самым компактным кометам Солнечной системы.
Вокруг звезды HD 131488, расположенной в созвездии Центавра (Centaurus) на расстоянии около 152 световых лет от Земли, впервые зафиксировали следы монооксида углерода (CO), который образуется при столкновениях и испарении комет. Находка открывает новую страницу в изучении формирования планетных систем.
Палеонтологи описали крупнейшее в мире скопление следов динозавров: более 16 000 вмятин на площади 7500 квадратных метров. Ученые считают, что эта территория была не просто местом случайных прогулок, а оживленной трассой, где динозавры организованно мигрировали вдоль берега древнего озера.
Биологи опровергли представление о примитивности органов чувств у древнейших бесчелюстных, обнаружив у миксин огромный арсенал рецепторов для поиска добычи. Исследователи доказали, что способность различать сложные запахи и аминокислоты появилась у общего предка позвоночных задолго до возникновения челюстей.
После открытия объекта 3I/ATLAS предполагалось, что ядро межзвездной кометы могло иметь гигантские размеры. Но в процессе дальнейших наблюдений выяснилось, что эти оценки были явно завышены. Недавние расчеты показали, что на самом деле 3I/ATLAS по размерам соответствует среднестатистическим или даже самым компактным кометам Солнечной системы.
В 16.18 по московскому времени 28 декабря 2025 года с единственного гражданского космодрома на территории России произошел 17-й по счету космический запуск этого года. Перед ним на космодроме побывал корреспондент нашего издания, и вскоре мы выпустим репортаж о том, чем живет самый холодный космодром в мире.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.
Среди самых интригующих открытий космического телескопа «Джеймс Уэбб» — компактные объекты, получившие название «маленькие красные точки». Их видели только в самых дальних уголках Вселенной. Большинство возникло в первый миллиард лет после Большого взрыва, и ученые предполагали, что такие источники представляют собой небольшие компактные галактики. Однако международная команда астрономов пришла к иному выводу. Они предположили, что на самом деле «маленькие красные точки» — черные дыры, окруженные массивной газовой оболочкой.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
