12.08.2019
Никита Шевцов

Созданы магнитные «нанокатушки», разрушающие пластик в океане

Ученые представили «нанокатушки», которые могут индуцировать химические реакции в океане, превращающие пластик в углекислый газ и воду.

microplastics

Ежегодно в океан попадает до 14 миллионов тонн пластика, 40 процентов из которых были произведены в течение последнего года. Самое страшное, что большая часть таких пластмасс не разлагается: они просто расщепляются на более мелкие части, называемые микропластиками. Эти частицы, имеющие менее пяти миллиметров в поперечнике, были найдены во всех уголках земного шара — от самой глубокой части Марианской впадины до вершины французских Пиренеев.

В исследовании, опубликованном в журнале Matter, ученые описывают новый тип нанотехнологий, которые могут помочь решить проблему пластика в океане. Это крошечные магнитные «нанокатушки», которые индуцируют химические реакции, разрушающие микропластики в океане. Процесс превращает пластик в углекислый газ и воду.

Ширина разработанных учеными «нанокатушек» не превышает одного микрометра. Они представляют собой углеродные нанотрубки в форме пружин, покрытые атомами азота и марганца, который проявляет сильные магнитные свойства. Эти два химических элемента при взаимодействии с углеродными нанотрубками создают активные формы кислорода, которые затем разрушают молекулы пластика.

Созданные учеными «нанокатушки» /©J. Kang et al., Matter, 2019

Ученые провели испытания своей разработки на растворах с микропластиком. За восемь часов процент пластика сократился с 50 до 30. Затем специалисты легко удалили нанокатушки из воды, используя магниты. Впоследствии такие наноструктуры можно использовать повторно. И хотя эта разработка не единственная, которая обещает очистить океан от пластика, пока что она самая эффективная и не требует постоянного контроля со стороны человека.

Похожий проект запустил предприниматель Бойан Слэт шесть лет назад. Он поставил цель очистить Большое тихоокеанское мусорное пятно, которое по размерам вдвое больше штата Техас. Первая попытка осуществить это оказалась неудачной, и в июне этого года Слэт запустил свой 600-метровый захватный инструмент заново.

Новое исследование ученых из Японии предполагает, что собаки произошли от своего предка-волка из Восточной Азии.

Возраст находки — 99-100 миллионов лет. Ученые утверждают, что этот краб — древнейший из когда-либо найденных.

Ученые Университета Лобачевского, Приволжского исследовательского медицинского университета и МГУ имени Н. П. Огарева развивают разработку нанокомпозитных материалов для заживления ран, язв и ожогов. Раневое покрытие представляет собой пленку из бактериальной наноцеллюлозы, которая содержит наночастицы оксида цинка, модифицированные дифосфатом бетулина.

В Нижегородской области спустили на воду специальное судно проекта 14400, которое иногда называют «учебным вертолетоносцем». Оно предназначено для подготовки экипажей палубных винтокрылых машин.