22.09.2020
30 241

Установлена причина массовой гибели слонов на юге Африки

5.8

Власти Ботсваны назвали виновных в гибели сотен африканских слонов — ими оказались цианобактерии, вызвавшие «цветение» и отравление воды на фоне долгой засухи.

©Elephants Without Borders

С конца весны 2020 года на территории Ботсваны, в дельте реки Окаванго стали обнаруживать множество тел мертвых слонов. Уже к середине лета их число превысило 350, и причина массовой гибели долгое время оставалась неизвестной. Большую часть туш находили неподалеку от источников воды, поэтому власти подозревали браконьеров, которые нередко отравляют этих животных, чтобы добыть ценные бивни.

Однако бивни мертвых слонов оставались нетронутыми, да и тушек мелких падальщиков, которые могли бы погибнуть, поедая отравленное мясо, поблизости не было. Поэтому эксперты предположили, что виновником смертей стал патогенный микроорганизм, распространившийся в воде источников. Самого опасного подозреваемого, сибирскую язву, удалось исключить достаточно быстро. Тем не менее дальнейший поиск причины затянулся, и лишь теперь TRF сообщает о результатах этой работы.

По данным агентства, Департамент национальных парков и дикой природы Ботсваны подтвердил, что вода была заражена цианобактериями: тесты, проведенные в независимых лабораториях Зимбабве, США, ЮАР и Канады показали наличие в ней «токсинов цианобактерий». В самом деле, эти микроскопические водоросли нередко вызывают «цветение» воды и в таком множестве начинают выделять опасные количества целого букета цианотоксинов, которые способны провоцировать развитие тяжелых болезней и даже вести к гибели животных.

Ученые связывают резкий рост численности цианобактерий в дельте реки Окаванго с глобальным потеплением. В последние годы страны Центральной и Южной Африки оказались аномально жаркими, многие регионы переживают суровые засухи.

Застойная прогревшаяся вода создает оптимальные условия для взрывного размножения цианобактерий, приводя к массовой гибели животных. Трагедия еще не завершена: за последний месяц в Ботсване нашли более 20 мертвых слонов, то же происходит по соседству в Зимбабве.