Найдено подтверждение того, что огромный динозавр из фильма «Парк юрского периода III» жил в воде — Naked Science
22.09.2020

Ученые из Великобритании обнаружили еще одно доказательство того, что некоторые динозавры могли обитать в воде. Долгое время считалось, что эти существа жили исключительно на суше. Кандидатом на роль «морского» динозавра оказался хищник из фильма «Парк юрского периода III».

Найдено подтверждение того, что огромный динозавр из фильма «Парк юрского периода III» жил в воде / ©http://image.tmdb.org/

Работа опубликована в журнале Cretaceous Research. До недавнего времени считалось, что динозавры обитали только на суше: все морские животные той эпохи к динозаврам отношения не имеют и принадлежали к отряду других существ. Spinosaurus aegyptiacus, или просто спинозавр, тоже принадлежит к отряду динозавров (ящеротазовых) и, по оценкам ученых, достигал веса шести тонн, длины 15 метров и при этом был хищником.

Неудивительно, что столь колоритное существо стало одним из героев фильма «Парк юрского периода III». Именно спинозавр преследует команду палеонтолога Алана Гранта, вступает в схватку с тираннозавром, а затем съедает сотовый телефон и топит катер группы.

Ученые из Портсмутского университета (Великобритания) доказали, что этот хищник вряд ли мог атаковать тираннозавра, поскольку жил в воде. Стоит отметить, что некоторое отношение в водному образу жизни у спинозавра подозревали и раньше, поскольку в его желудке находили окаменелые останки рыбы, но полностью морским
существом это животное не считали.

Найденные в пустыне Сахара зубы хищника (а также обнаруженный ранее хвост спинозавра и исследование, посвященное этой находке, которое показало, что хвост обладал модификацией для того, чтобы плавать в воде) дали ученым основание полагать, что он проводил куда больше времени в воде, чем думали до этого. Окаменелые зубы были отобраны из множества других (около 1200 штук), найденных на месте древнего русла речной системы Кем-Кем на территории Марокко.

Срезы зуба спинозавра и мешок со сломанными зубами этого животного / ©www.sciencedirect.com

Анализ показал, что почти 48 процентов этих зубов принадлежит спинозаврам. А вот зубы наземных динозавров составили всего от одного до 5,6 процента от общего количества. При этом зубов спинозавров оказалось даже больше, чем зубов исключительно речных животных.

По мнению ученых, столь высокая концентрация зубов спинозавров в реке говорит о том, что эти хищники обитали здесь в огромных количествах, — и это является доказательством их водного образа жизни. Ведь существа, обитающие в воде, должны оставлять куда больше останков, чем те, кто пришел к реке лишь для того, чтобы попить или покормиться вдоль берегов.

Окаменелые останки разных позвоночных, найденные учеными в русле древней речной системы Кем-Кем / ©www.sciencedirect.com

Из всего этого следует, что спинозавры не только жили в воде, но и умирали там. Кстати, помимо модифицированного хвоста, ученые обнаружили «водную» адаптацию и других органов животного. Например, заднее положение наружных ноздрей, уплощение ногтевых пластин, узкий череп, напоминающий голову крокодила, и другие особенности.