Ученые объяснили, почему после бессонной ночи хочется жирной пищи — Naked Science
София Жаботинская

Ученые объяснили, почему после бессонной ночи хочется жирной пищи

Нарушение режима сна приводит к выбору нездоровой еды.

d-uptuxxyaa7i0o

Исследование о влиянии режима сна на пищевые привычки объяснило, почему людей с депривацией сна тянет на пиццу, пончики и картошку фри — словом, на жирную и калорийную пищу. Статья об этом опубликована в журнале eLife.

Испытуемыми эксперимента, проведенного в Северо-Западном Университете штата Иллинойс, были 25 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 40 лет, которых поделили на две группы. После семидневной фазы стабилизации сна, в течение которой участники исследования спали столько, сколько им требуется (в пределах семи-девяти часов), люди из первой группы принудительно спали всего лишь четыре часа, а испытуемые из второй группы — порядка восьми часов. Через 19 дней эксперимент провели снова, поменяв группы ролями.

После ночи, в которую одна из групп спала всего лишь четыре часа, всех участников эксперимента кормили под контролем ученых определенными завтраком, обедом и ужином, однако после каждого приема пищи предлагали еще и шведский стол со свободным выбором. Оказалось, те, кто спал меньше, чем обычно, выбирали более калорийную пищу — шоколадное печенье, пончики и картофельные чипсы.

Исследователи также измерили уровень в крови двух эндоканнабиноидов — 2-арахнидоилглицерола (2-AG) и его структурного аналога 2-олеоилглицерола (2-OG). В организме испытуемых, которые провели бессонную ночь, концентрация 2-OG наутро была повышена. Ученые связывают изменения пищевых пристрастий с этими биохимическими изменениями.

Также ученые перед приемом пищи проводили испытуемым функциональную магнитно-резонансную терапию. Участникам исследования предлагали различные запахи — как связанные, так и не связанные с едой. фМРТ показала, что у тех испытуемых, которые перед этим не выспались, при реакции на пищевые и непищевые запахи сильнее различалась активность грушевидной коры головного мозга.

Грушевидная кора проводит первичную обработку обонятельных сигналов и отправляет их в другой участок коры — островок, который задействован в регуляции моторики желудка. У людей с недосыпом связь между островком и грушевидной корой была ослаблена, что напрямую коррелировало с повышением концентрации 2-OG в крови и переменой в выборе пищи на шведском столе.

Ученые считают, что обонятельные рецепторы носа при недосыпе могут работать в «турборежиме», чтобы дать нам возможность отличить пищевые запахи от непищевых. Однако нарушение связи между двумя важными участками коры не позволяет нашему мозгу сделать адекватный выбор. В результате происходит гиперкомпенсация, и человек пытается получить больше энергии из пищи, чем ему на самом деле требуется.

Знание об этом поможет скорректировать свои пищевые привычки, если по каким-то причинам не получается соблюдать нормальный режим сна и бодрствования. «Недосып делает мозг более восприимчивым к заманчивым запахам пищи, поэтому, возможно, стоить изменить маршрут, чтобы избежать соблазна закупиться пончиками в местном магазине, когда вы прилетите на самолете в шесть часов утра», — шутит один из авторов исследования, невролог Торстен Кант.

Ранее ученые показали, что у детей дневной сон влияет не только на настроение, но и на оценки. А другое исследование продемонстрировало, что короткий сон в дневное время снижает риск инсульта и инфаркта.