Российские ученые открыли новый способ утилизации лактозы кишечной палочкой
27.02.2018
Сколтех

Российские ученые открыли новый способ утилизации лактозы кишечной палочкой

Группа ученых под руководством профессора Сколтеха Михаила Гельфанда открыла неизвестный ранее способ переработки лактозы бактерией кишечной палочки, обитающей в кишечнике человека и других млекопитающих.

Кишечная палочка
Кишечная палочка / ©zdravbud.net

Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Бактерии – удивительные организмы, способные жить и развиваться в самых разных экологических нишах. Зачастую им приходится приспосабливать свой метаболизм к тем источникам питания, которые оказались доступны именно здесь и сейчас.

Если обычная кишечная палочка Escherichia coli, традиционно живущая в организме млекопитающих, окажется вне привычного места обитания, она может начать питаться жирными кислотами или сероуглеродами, которых в нашем организме нет. А если она попадет в привычную среду, она снова переключит свой метаболизм и начнет питаться тем, чем удобнее.

Наиболее распространенной пищей для кишечной палочки служит глюкоза, которая в большом количестве поступает в организм из пищи при разложении более сложных углеводов. Кроме того, удобным источником питания является лактоза, содержащаяся в молочных продуктах. В 1950-х годах французские ученые Франсуа Жакоб и Жак Моно задались вопросом: как бактериям удается быстро перерабатывать такие большие количества лактозы и как они выключают синтез всех ферментов ее утилизации, когда лактоза заканчивается? Ведь тратить ресурсы «вхолостую» никогда и никому невыгодно.

Выяснилось, что гены зачастую расположены на бактериальной хромосоме не в случайном порядке. Гены лежат в специальных структурах – оперонах, такая организация помогает легко регулировать их работу и выключать ненужные гены при необходимости, переключаясь с переработки глюкозы на переработку лактозы.

С тех пор считалось, что у кишечной палочки есть только один путь утилизации лактозы, и если его выключить, на одной лактозе бактерия просто не выживет.

Три года назад ученые из Сколтеха и Института проблем передачи информации РАН вместе со школьниками на летней «Школе теоретической и молекулярной биологии» обнаружили сходство между группой генов энтеробактерий (к которым как раз относится кишечная палочка), отвечающей за переработку сероуглеродов и комбинацией генов у других бактерий – бацилл. Похожие гены у бацилл были заняты вовсе не сероуглеродами, а переработкой лактозы.

И действительно: уже в экспериментальной работе совместно с коллегами из Института биофизики клетки РАН было напрямую показано участие генов, обеспечивающих метаболизм сероуглеродов в переработке лактозы. Гены работали, когда в среде присутствовала лактоза, и выключались при ее отсутствии. Более того, даже если выключить классический путь переработки лактозы, бактерии могли расти и размножаться на лактозе за счет нового пути.

«Полученные результаты говорят о возможной мультифункциональности ферментов, ранее считавшихся очень узкоспециализированными, и поднимают целый ряд дополнительных вопросов об их биохимических характеристиках, специфичности и сродстве со всеми возможнымм субстратамм», – считают исследователи.

«Эта история показывает силу интеграции биоинформатических и экспериментальных методов при решении типичных молекулярно-биологических задач», – говорит профессор Михаил Гельфанд.

Сколтех

Новые эксперименты японских ученых показали, что люди, испытывающие друг к другу симпатию, невольно синхронизируют шаги во время ходьбы.