26.06.2019

Паразитические грибки впрыскивают в тело насекомых галлюциногены и стимуляторы

Паразитирующие на цикадах грибки заставляют их бесконечно спариваться под действием псилоцибина и амфетамина.

cicada0

Грибки Massospora cicadina — высокоспециализированные паразиты, хозяевами которых выступают периодические цикады рода Magicicada. Обитающие в Северной Америке, эти насекомые отличаются длинным жизненным циклом, составляющим 13 или 17 лет, большую часть которого они проводят под землей в форме личинок, питающихся соками из корней растений. Взрослые особи вылетают лишь на несколько недель, спариваясь и откладывая в землю сотни яиц.

Именно «половым» путем передаются между ними и паразитические Massospora на одной из стадий жизненного цикла. Они прорастают в нижней части тела цикад, пока не разрушат его, обнажив спороносные нити грибка. Перелетающие насекомые рассыпают их повсюду и активно передают партнерам при спаривании. Паразиту важно, чтобы насекомые тратили меньше времени на поиски пищи и больше — на движение и спаривание, не чувствуя пугающей близости смерти.

Мэтью Кассон и его коллеги обнаружили, что для этого грибки Massospora научились применять целый набор «наркотиков», включая псилоцибин (компонент галлюциногенных грибов Psilocybe) и даже амфетамин. Об этом ученые сообщают в статье, опубликованной в журнале Fungal Ecology. Авторы отмечают, что это первый пример способности производить псилоцибин грибками-паразитами, а также первый пример способности грибов в целом синтезировать амфетамин.

Мощным обезболивающим и стимулирующим воздействием этих препаратов Massospora заставляет цикаду активно призывать партнеров к спариванию даже на самых поздних стадиях болезни, невзирая на то, что паразит уничтожил больше половины их тела. Из пораженных насекомых ученые выделили почти 1200 малых молекул, среди которых нашлись и эти «психоактивные» субстанции. Возможно, и они не единственные: авторы продолжают поиск других веществ, влияющих на поведение зараженных насекомых.