01.04.2019
Редакция Naked Science
10 969

Окаменелости древних рыб указали на астероид, убивший динозавров

Ученые, изучающие окаменелости из формации Хелл-Крик, пришли к выводу, что останки древних рыб указывают на прямую связь со смертью множества других живых существ в конце мелового периода.

fishfosscov

В ходе нового исследования были найдены доказательства того, что «поле смерти» в Северной Дакоте связано с астероидом, уничтожившим динозавров 66 миллионов лет назад. Это первое кладбище окаменелостей крупных организмов, связанное с катастрофой в конце мелового периода. Об этом на своем сайте сообщил Канзасский университет.

В 2013 году палеонтолог Роберт ДеПальма нашел кладбище окаменелостей на месте раскопок в формации Хелл-Крик. Там он обнаружил окаменелые останки рыб, сложенные друг на друга, а также сгоревшие стволы деревьев, мертвых млекопитающих, насекомых, кости мозазавров, морских микроорганизмов, морских цефалоподов и частичные останки трицератопсов.

Уже тогда у него появились подозрения, что это скопление мертвых существ на одном участке может быть результатом удара астероида, который убил динозавров..

Окаменелые рыбы сложилсь друг на друга. Это предполагает, что их выбросило на берег вместе, где они и остались / © University of California, Berkeley

В обнаруженных по всему миру камнях возрастом 66 миллионов лет присутствует избыточное количество иридия, что может быть следствием падения того же астероида, ведь на Земле этот элемент встречается редко, однако часто его можно обнаружить в кометах и астероидах. Кроме того, есть тектиты — маленькие стеклянные бусинки, падавшие с расплавившегося в небе камня.

В обоих слоях отложений найденных окаменелостей наблюдается избыточное количество иридия и только в самом нижнем слое есть тектиты. Следовательно, окаменелости образовались вследствие двух разных событий.

Первое произошло во время нижнего слоя — в течение считаных часов после удара, а второе — во время верхнего слоя, когда пыль после удара стала оседать. А в некоторых рыбьих жабрах обнаружились бусинки, что предполагает прямое влияние дождя из стеклянных бусин.

По словам ученых, причина всего этого — как минимум две сейши, или стоячие волны, случившиеся в течение нескольких минут после удара, возможно, с разницей в 20 минут, во внутреннем море, где сегодня находится Северная Дакота.

Гипотеза состоит в том, что сотни, если не тысячи рыб были выброшены на песчаный бар в результате первой волны, где они были осыпаны стеклянными бусами, падавшими с неба. Примерно через десять или 20 минут выпало еще больше стеклянного дождя и ударила вторая волна, которая погребла рыбу вместе с гравием, осадочными породами и песком на 66 миллионов лет.

В целом это открытие доказывает первые смерти из-за удара. В некотором смысле это похоже на снимок точного дня падения на Землю астероида, уничтожившего динозавров.