17.03.2022
Александра Медведева

Чем больше стресса, тем чаще играют ревуны

4.3

Ученые показали, что взрослые обезьяны-ревуны начинают чаще играть в условиях, когда им приходится конкурировать за пищевые ресурсы. Игра позволяет этим животным избежать конфликтов и снизить напряжение внутри группы.

© Flickr / Автор: Михаил Григорьев

Коллектив ученых из Испании, Бразилии и Великобритании наблюдал за семейными группами обезьян-ревунов, чтобы оценить, как их игровое поведение меняется по мере взросления. Исследователи выяснили, что взрослые животные начинают чаще играть, когда сталкиваются с конкуренцией за ограниченные пищевые ресурсы. Вероятно, это позволяет им поддерживать социальные связи внутри группы и избегать конфликтов. Результаты работы опубликованы в журнале Animal Behaviour.

Ревуны населяют леса Центральной и Южной Америки. Они живут семейными группами и практически не спускаются с деревьев, питаясь листьями и фруктами. Ученые наблюдали за семью группами колумбийских ревунов двух подвидов (Alouatta palliata mexicana и Alouatta palliata palliata), живущих в тропических лесах Мексики и Коста-Рики. Авторы исследования оценивали время, которое взрослые животные тратили на игру друг с другом и более молодыми соплеменниками.

Игра — достаточно энергозатратное занятие для ревунов, которые, как правило, малоактивны в то время, когда не заняты поисками пропитания. Анализируя полученные данные, ученые выявили ожидаемую взаимосвязь между частотой игры и числом потенциальных партнеров по играм, которое увеличивалось вместе с размером группы. Однако частота игры оказалась связана и с пищей ревунов: они играли чаще, когда ели фрукты. Основу рациона этих обезьян составляют листья, а фрукты — более редкий и энергетически ценный ресурс, за который приходится конкурировать.

Можно было предположить, что во время питания фруктами обезьяны получали больше энергии, которую могли тратить на игру. Но в этом случае взрослые особи одинаково часто играли бы со всеми членами группы. Между тем наблюдения показали, что взрослые предпочитали играть с ровесниками. Вероятно, ревуны использовали игру, чтобы избежать конфликтов, поэтому не так охотно играли с молодыми обезьянами, которые не могли конкурировать с ними за пищу. Кроме того, самки играли чаще, чем самцы: это может быть связано с тем, что они были уязвимее в условиях пищевой конкуренции.

В группе ревунов нет постоянной социальной иерархии, которая позволяла бы им эффективно решать конфликты. Кроме того, они не занимаются грумингом — когда одна обезьяна перебирает шерсть другой, вынимая из нее мусор и паразитов. Многие приматы путем груминга укрепляют социальные связи внутри группы. Вероятно, вместо этого ревуны используют игру, которая позволяет снизить уровень напряжения в условиях конкуренции за ограниченные ресурсы.