Началась разработка «бактериального репеллента», который будет работать до двух недель — Naked Science
29.12.2020

DARPA планирует разработать «бактериальный репеллент», который меняет состав микрофлоры человеческой кожи и делает ее запах непривлекательным для комаров.

©Chris Fifield-Smith, Flickr

Укусы комаров могут быть не только раздражающими, но и прямо опасными, поскольку эти двукрылые переносят массу опасных для людей заболеваний. Ученые всего мира ищут средства решить проблему, пробуя даже выпускать на волю ГМ-насекомых — пока что с переменным успехом. Беспокоит она и Управление перспективных исследовательских проектов американского Минобороны (DARPA), которое реализует программу ReVector для создания новых эффективных репеллентов.

Одним из проектов программы стал «живой биотерапевтический продукт» (Live Biotherapeutic Product, LBP), над которым начали работу ученые из Флоридского международного университета, фармакологических компаний Azitra и Latham BioPharm. Возглавляет консорциум биотехнологический стартап Ginkgo Bioworks, получивший 15 миллионов долларов на эти работы. LBP — не репеллент в обычном смысле слова; он не отпугивает кровососов, а просто снижает привлекательность для них человеческого запаха, меняя состав микрофлоры кожи.

В самом деле, наша кожа служит пристанищем для множества симбиотических бактерий, которые питаются жировыми выделениями и отмершими клетками. Именно их деятельность приводит к появлению летучих веществ, создающих характерный запах пота. Поэтому разработчики задумали заселять кожу специально созданными ГМ-штаммами, которые не будут производить соединения, привлекающие комаров. По их оценкам, одна такая обработка позволит защитить человека от укусов сразу две недели.

Пока проект выглядит лишь очередным пунктом в длинной серии фантастических задумок, которые пробовало реализовать DARPA. Хотя бы потому, что микрофлора каждого человека индивидуальна, — и какой будет реакция на заселение кожи чужеродными штаммами в каждом конкретном случае, предсказать трудно. Тем не менее на счету DARPA — масса и успешно реализованных технологий. Так что стоит подождать результатов программы ReVector, которая рассчитана на четыре года.