Мозг крупного рогатого скота уменьшился после одомашнивания — Naked Science
Мария Кривоченко

Мозг крупного рогатого скота уменьшился после одомашнивания

3.0

Исследование показало, что мозг крупного рогатого скота стал меньше после того, как животных одомашнили. Авторы работы считают, что на это повлияло то, как много времени животные проводят рядом с человеком и насколько послушными их хотят видеть люди.

Мозг зубра в сравнении с черепом / ©Ана Балькарсель

Как правило, у одомашненных животных мозг меньше, чем у диких собратьев. Этот феномен ранее не замечали у крупного рогатого скота, поскольку их дикие предки давно вымерли.

Теперь команда ученых из Цюрихского университета в Швейцарии выяснила, как изменился мозг животных со временем. Биологи измерили 13 черепов вымершего дикого тура — предполагаемого предка современного крупного рогатого скота. Затем останки сравнили с данными 317 черепов, принадлежащих 71 породе жвачных парнокопытных. Подробности работы опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Различия в размерах черепов показали, что мозг домашнего скота уменьшился в среднем на 25,6% по сравнению с древними дикими предками.

Также ученые заметили, что размеры этого органа у животных варьируются. Так, у скота, который проводит больше времени рядом с людьми — например, у молочных коров, — оказался самый маленький мозг. А у животных, реже контактирующих с человеком — у быков, участвующих в корриде, — мозг больше и по размеру ближе к вымершим диким парнокопытным. Самый большой мозг — у живущих на воле животных.

Скорее всего, такие различия связаны с тем, что при разведении мясного и молочного скота, отбирают более послушных особей.

«Мы обнаружили различия в размере мозга у парнокопытных разных видов. И эти различия сильно зависят от того, как много времени животные проводят рядом с человеком. Так что интенсивность человеческого контакта влияет на то, насколько у них уменьшается мозг», — рассказала Ана Баркальсель, автор работы.

Доминик Райт из Университета Линчепинга в Швеции, в свою очередь, отметил, что это может быть слишком простым объяснением. «Похоже, по мере одомашнивания у крупного рогатого скота изменился мозг. Но проблема в том, что мы не знаем, действительно ли современный скот произошел от этих туров, останки которых исследовала команда», — сказал он.