02.08.2022
Анна Новиковская

Самки тюленей жертвуют своими способностями к глубокому погружению ради детенышей

4.5

Выращивание детенышей для тюленей — постоянный риск нахождения, ведь самкам приходится долгое время оставаться на суше и тратить драгоценные ресурсы на выкармливание тюлененка. Теперь ученые выяснили, что матери-тюленихи истощают собственные запасы железа в печени, жертвуя способностью совершать глубокие погружения.

Материнство для тюленей — занятие еще более рискованное, чем для большинства других млекопитающих / ©twitter.com

Тюлени Уэдделла известны как отличные ныряльщики, которые могут оставаться под водой почти час, а все благодаря высокому уровню железосодержащих белков в их крови и мышцах. За это время животные опускаются на глубину до 800 метров, где ловят рыбу и кальмаров.

Помимо талантов в области ныряния, у тюленей Уэдделла, по сравнению с другими настоящими тюленями, относительно длительный период лактации (шесть-семь недель). И все это время самка почти не покидает детеныша, теряя от 100 до 150 килограммов веса.

В течение семи лет ученые наблюдали за размножающимися самками тюленей Уэдделла, чтобы изучить, насколько «дорого» обходится им выращивание детенышей. Исследователи анализировали состав крови и молока самок, а также отслеживали их поведение при нырянии.

В результате авторы работы обнаружили, что в течение лактации в крови самок содержалось большое количество железа, которое поступало туда из печени. Истощая собственные запасы железа, самки насыщали им молоко: в нем уровень железа был в 100 раз выше, чем в молоке наземных млекопитающих.

Самка тюленя Уэдделла под водой вместе с детенышем

Естественно, этот процесс не проходил без последствий для матери: после прекращения лактации, когда самки возвращались в море, время их ныряния в среднем было на пять минут короче, чем у тюлених, в этом году отказавшихся от размножения. Вероятно, восстановление запасов железа в печени занимает немало времени, и это еще одна причина того, почему самки тюленей Уэдделла не каждый год становятся матерями.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.