Морских тупиков впервые застали за использованием орудий — Naked Science

Морских тупиков впервые застали за использованием орудий

Биологи продемонстрировали инструментальную деятельность у тупиков — морских птиц, которые до сих пор не считались особенно умными.

©Peter Daniel, Flickr

Название тупиков связывают с тупой формой их клюва, а вовсе не с отсутствием интеллекта. Тем не менее всех морских птиц традиционно считают довольно «недалекими». Над водой вообще трудно найти подходящие инструменты для использования и нет больших стимулов развивать тонкие навыки манипуляций, на которые способны, например, вороны. Однако авторы новой статьи, опубликованной в журнале PNAS, замечают, что «когнитивные способности морских птиц сильно недооценивались».

Зоологи из команды профессора Оксфордского университета Доры Биро (Dora Biro) использовали автономные видеокамеры с датчиками движения. С их помощью ученые наблюдали за жизнью атлантических тупиков в двух колониях: на острове близ побережья Уэльса, а также в Исландии. Отсматривая собранный материал, они обратили внимание на необычное для этих птиц поведение.

В одном случае тупик использовал палочку, чтобы дотянуться до перьев на своей спине. Другая птица удерживала палочку клювом, расчесывая перья на груди. Случайными они быть не могли: для устройства гнезд тупики выбирают мягкие и гибкие стебли и пух, здесь же они вооружились сравнительно жесткими ветками, более подходящими для чесания. Тупик, чесавший спину, и вовсе сидел в воде, далеко от своего гнезда.

©Science News, Fayet et al., 2019

Животные, способные к инструментальной деятельности, обычно прибегают к ней для добычи пищи или ухода за собой — шерстью, кожей, перьями. Как правило, морским птицам достаточно их отличных навыков полета и плавания, и в подспорье для пропитания они не слишком нуждаются. Поэтому возможно, что уход за перьями — единственная задача, которую тупики решают с помощью орудий-палочек.

Но возможно, что мы просто недостаточно знаем об их жизни и поведении, поскольку наблюдать за жителями полярных морей слишком сложно. Дора Биро и ее соавторы отмечают, что сам факт обнаружения инструментальной деятельности у представителей двух колоний, никак не связанных друг с другом и живущих на изолированных островах, может указывать на то, что она достаточно распространена среди этих птиц.

В конце концов, известно, что родственные им серебристые чайки способны использовать приманку для ловли рыбы. Возможно, и тупики далеко не так глупы, как может показаться из их названия.

Сочетание сильного мороза и снега — а затем резкого потепления — в метеобюро Москвы объяснили просто: «Наступила другая климатическая эпоха». На Западе вовсе поговаривают про остановку Гольфстрима — то есть намекают, что холодные аномалии зимой в Европе могут стать нормой. Увы, в случившемся в мире этой зимой — что в Москве, что в Техасе — нет абсолютно ничего нового. «Аномальные» холода здесь и там повторяются год за годом. Это следствие одного экзотического, но регулярного события в южных морях. Впрочем, новая климатическая эпоха нас все-таки ждет. И американские ученые считают, что именно из-за нее подушевой ВВП в России вырастет вчетверо. Разбираемся, правы ли они.