09.12.2022
Анна Новиковская
4 906

У ягуаров впервые обнаружили «крепкую мужскую дружбу»

5.5

Долгое время зоологи считали ягуаров — крупнейших кошек Нового Света — убежденными одиночками, сходящимися друг с другом только на период размножения. Однако теперь выяснилось, что взрослые самцы ягуаров готовы объединяться в пары, если это позволит им эффективнее охранять территорию и повысить шансы на спаривание.

До сих пор единственным долговременным союзом среди ягуаров считались отношения матери и детеныша / © thealexandriazoo.com

Львы — редкое исключение среди диких кошек, большинство из которых считаются строго одиночными животными, не терпящими конкурентов на своей территории. Ученые полагали, что, помимо матери, выращивающей детенышей, ни одна рысь, оцелот или ягуар не станет делить пищу или территорию с другим представителем своего вида, а их столкновение вне сезона размножения приведет к агрессии.

Теперь, похоже, зоологам придется пересмотреть свои взгляды как минимум в отношении ягуара, ведь, в течение нескольких лет наблюдая за взаимодействием между самцами этого вида в Венесуэле и Бразилии, исследователи не без удивления обнаружили, что большинство контактов нельзя назвать враждебными.

Более чем на семи тысяч полученных видеозаписей зафиксировали 105 взаимодействий между взрослыми ягуарами, большинство из которых — 70 случаев — ученые классифицировали как сотрудничество или формирование коалиции. Только в 18 случаях взаимодействие между самцами ягуаров было агрессивным, тогда как в остальное время они сотрудничали или же мирно расходились в разные стороны.

При этом союзы между самцами не были временными: животных постоянно видели вместе в течение многих лет. Так, одна пара совместно патрулировала территорию, общалась друг с другом, делила добычу и отдыхала вместе в течение семи лет, другая — в течение восьми. При этом самцы не становились агрессивны по отношению друг другу даже в сезон размножения, и каждый из коалиционных ягуаров сходился и спаривался с несколькими самками.

Пара самцов ягуаров патрулирует свою территорию / © Panthera

Любопытно, что, в отличие от львов, у которых коалиции в основном возникают между братьями, самцы ягуаров охотнее сотрудничали с неродственными животными. Предполагается, что появлению «мужских союзов» способствовала высокая плотность ягуаров и потенциальной добычи: поскольку пищи хватало на всех, как и готовых к размножению самок, объединившиеся самцы смогли эффективнее контролировать свою территорию и защищать ее от чужаков.

Исследование опубликовано в журнале Behavioral Ecology and Sociobiology.