12.07.2023
Анна Новиковская
2 100

Полудикие макаки предпочли однополый секс

5.9

Результаты трехлетнего наблюдения за популяцией полудиких макак-резусов показали, что самцы этих обезьян чаще практикуют гомосексуальные связи и предпочитают проводить время в компании животных своего пола.

Как оказалось, из 236 самцов 76 процентов — гомосексуалисты / © Getty Images / Автор: Pinaria Caprarius

Ученым известны десятки видов животных, от насекомых до млекопитающих, которые практикуют сексуальные контакты между представителями одного пола. Однако такие наблюдения, как правило, носят случайный характер, и считается, что большинство представителей популяций диких животных предпочитают секс с особью противоположного пола. Зачастую даже предполагают, что это не столько гомосексуальность, сколько простая неразборчивость (благо ряд животных готовы спариваться и с представителями других видов).

Это затрудняет исследования особенностей гомосексуального поведения, а именно — его врожденной компоненты и того, какой эффект оно оказывает на состояние популяции в эволюционном плане. Чтобы исправить это упущение, группа британских исследователей из Имперского колледжа Лондона провела трехлетнее наблюдения за полудикой популяцией макак-резусов на острове Кайо-Сантьяго в Пуэрто-Рико.

В течение трех лет, с 2017 по 2020 год, исследователи фиксировали так называемые садки (элемент полового поведения, при котором одно животное забирается сзади на другое животное, совершая характерные движения бедрами) у 236 самцов макак. Оказалось, большинство таких садок — 72 процента — совершали животные одного пола.

Что любопытно, самцы с более выраженным однополым сексуальным поведением проводили больше времени в социальных контактах с другими самцами, а пары, пережившие сексуальный контакт, поддерживали отношения и после него, формируя устойчивые коалиции. Однако гомосексуальность у макак оказалась скорее факультативной: самцы, чаще всего делавшие садки на представителей своего пола, были успешными и в размножении, то есть в половых контактах с самками.

Поскольку эта популяция обезьян находится под наблюдением с 1938 года, ученые смогли проследить родословную «макак-геев» и пришли к выводу, что такое поведение проявляется стабильно в течение жизни и в определенной степени наследуется. Тем не менее исследователи призвали к осторожности при экстраполяции полученных результатов на другие популяции и виды.

В целом результаты, опубликованные в журнале Nature Ecology & Evolution, доказывают лишь то, что однополый секс не только широко встречается в животном мире, но и может считаться обычным элементом полового поведения некоторых видов животных. Предположительно, он служит для налаживания связей между особями, примирения конфликтов и просто ради удовольствия.

Интересно, что для большинства племен охотников-собирателей, известных этнографам, ситуация существенно отличается от таковой у макак-резусов или, например, бонобо. У охотников-собирателей зачастую не только нет гомосексуальных связей (как и понятия для их обозначения), но и нет слов и представления об анальном или любом другом, не интравагинальном, сексе. Почему люди в этом отношении так отличаются от других приматов — не вполне ясно, так что изучение ситуации у видов близких к нам животных представляет существенный интерес.