Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
04.03.2019
Редакция Naked Science
1 046

Химикаты, распространенные в домашних условиях, ухудшают фертильность как у людей, так и у собак

Новое исследование, проведенное сотрудниками Ноттингемского университета, показало, что вредные химикаты, находящиеся в домах и квартирах, на предметах мебели и даже в продуктах питания, оказывают одинаковое неблагоприятное воздействие на мужскую фертильность как у людей, так и у собак.

fpapzllkkonnjwy3vemgq

В последние десятилетия растет беспокойство по поводу снижения мужской фертильности. Исследования показывают, что за 80 лет глобальное снижение качества спермы составило 50 процентов. Предыдущее исследование, проведенное экспертами в Ноттингеме, показало, что качество спермы у домашних собак также резко ухудшилось: подвижность сперматозоидов у животных снизилась на 30 процентов за последние 26 лет. Это заставило ученых задуматься, могут ли современные химические вещества, распространенные в быту, хотя бы частично быть в этом виноваты.

В своей статье, опубликованной в Scientific Reports, группа специалистов протестировала воздействие двух искусственных химикатов, а именно — общего пластификатора DEHP, применяющегося при изготовлении ковров, напольных покрытий, обивки, одежды, проводов и игрушек, и стойкого промышленного химического полихлорированного бифенила-153, который, хотя и запрещен во всем мире, по-прежнему часто встречается в окружающей среде, включая продукты питания.

Исследователи провели идентичные эксперименты на людях и собаках, используя образцы спермы от доноров и племенных собак, живущих в одном и том же регионе Великобритании. Результаты показали, что эти химические вещества оказывают одинаковое негативное влияние на сперматозоиды обоих организмов.

Предыдущая работа ученых с собаками в той же сфере показала, что химикаты, обнаруженные в сперме взрослых собак и в некоторых кормах для домашних животных, оказывают пагубное влияние на функцию сперматозоидов у мужчин. В новом исследовании специалисты впервые изучили влияние двух соединений, DEHP и PCB153, на сперму как собаки, так и человека — в пробирке и на живых организмах. В обоих случаях у субъектов наличие химикатов уменьшало подвижность сперматозоидов и увеличивало фрагментацию ДНК.

«Это новое исследование подтверждает нашу теорию, что домашние собаки могут выступать «зеркалом» спада репродуктивной способности человека. Наши результаты показывают, что искусственные химические вещества, которые широко используются в быту и на работе, могут быть причиной снижения качества спермы у людей и собак, которые живут в одной и той же среде», — отмечает ведущий автор статьи Ричард Ли (Richard Lea).

Известно, что, когда подвижность сперматозоидов у человека низкая, фрагментация ДНК возрастает, в то время как мужское бесплодие связано с повышенным уровнем повреждения ДНК у сперматозоидов. Теперь ученые определили те же связи у домашних собак, которые живут в той же среде и подвергаются воздействию тех же бытовых загрязнителей. Это означает, что собаки могут стать эффективной моделью для будущих исследований воздействия загрязнителей на снижение рождаемости, особенно потому, что внешние воздействия на их организм, такие как диета, гораздо легче контролировать.

По словам специалистов, следующим шагом исследований станет определение того, как регион, в котором мы живем, может повлиять на качество спермы как у человека, так и у собаки, ведь именно в тех регионах, где промышленность развита лучше, в окружающей среде содержится большее количество химических веществ.