Ученые не нашли свидетельств передачи Covid-19 половым путем — Naked Science
23.04.2020
София Жаботинская

Ученые не нашли свидетельств передачи Covid-19 половым путем

4.9

У мужчин, переболевших коронавирусной инфекцией легкой и средней тяжести, нет следов присутствия патогена в сперме и тестикулах.

Микрофотография коронавирусных частиц
Микрофотография коронавирусных частиц / © NIAID’s Rocky Mountain Laboratories

Исследователи из Университета штата Юта не обнаружили следов вируса SARS-CoV-2 в сперме мужчин, перенесших коронавирусную инфекцию. Статья об этом подана для публикации в журнале Fertility and Sterility; предварительная версия материала доступна для скачивания.

Эта работа не полностью исключает вероятность передачи коронавируса половым путем. Однако результаты исследования свидетельствуют, что риски подобного чрезвычайно малы.

«Если бы такое заболевание, как Covid-19, передавалось половым путем, это имело бы серьезные последствия для профилактики заболеваний и могло бы сказаться на долгосрочном репродуктивном здоровье людей, — говорит ведущий автор исследования, специалист по урологии и мужской фертильности Джеймс М. Хоталинг. — Тот факт, что в этом небольшом исследовании не было показано, что вирус, вызывающий Covid-19, не найден в сперме или яичках, является чрезвычайно важным открытием».

Исследование было начато, чтобы проверить предположение о том, что SARS-CoV-2 может иметь сходство с вирусами лихорадcки Эбола и Зика, в первую очередь — в плане передачи между людьми. Во время экспериментов ученые собрали сперму 34 китайцев спустя месяц после их выздоровления от коронавирусной инфекции легкой и средней тяжести.

Однако отсутствие вируса в сперме не гарантировало того, что SARS-CoV-2 не может попадать в яички, в которых образуются мужские половые клетки. В этом случае патоген не способен передаваться половым путем, однако может нанести вред репродуктивной функции.

Чтобы проверить, способен ли вирус проникать в тестикулы, авторы работы изучили экспрессию пары генов, непосредственно связанных с коронавирусной инфекцией. Речь идет о генах ангиотензинпревращающего белка ACE2 и трансмембранной сериновой протеазы TMPRSS2. Эти молекулы работают как рецепторы для проникновения коронавируса в клетки.

Изучив набор данных по матричным РНК, полученный из так называемого одноклеточного атласа мРНК здоровых доноров спермы, ученые выяснили, что эта пара генов присутствует лишь в четырех из 6500 клеток яичка. Это позволяет предположить, что SARS-CoV-2 вряд ли проникнет в тестикулы человека.

Несмотря на результаты, исследователи признают, что их работа имеет несколько важных ограничений, включая небольшой размер выборки и тот факт, что ни один из доноров не был болен коронавирусной инфекцией в тяжелой форме. «У человека, который находится в критическом состоянии с Covid-19, может быть более высокая вирусная нагрузка, что способно дать большую вероятность заражения спермы. У нас просто нет ответа на этот вопрос сейчас, — говорит Хоталинг. — Но знание того, что мы не обнаружили такой активности [SARS-CoV-2] среди пациентов в этом исследовании, <…> обнадеживает».