22.06.2023
Анна Новиковская
8 325

Шимпанзе впервые показали способность к «альтернативному» мышлению

5.3

Проведя эксперименты с несколькими шимпанзе, международная группа психологов доказала, что эти обезьяны имеют представление о возможности альтернативного исхода и заранее к нему готовятся.

Шимпанзе вновь доказали сходство между их способом мышления и нашим / © Esther Herrmann / Автор: Екатерина Лебедева

С каждым годом остается все меньше поведенческих черт, которые надежно отделяют человека от других животных. Например, еще недавно исследователи полагали, что хвастовство перед родителями присуще только человеческим детям. Но выяснилось, что шимпанзе поступают так же.

Умение без обучения играть на музыкальных инструментах (импровизированном барабане) тоже оказалось в рамках возможностей этого вида. Ну а с обучением (со стороны человека) отдельные шимпанзе показали даже умение разводить и поддерживать огонь.

И вот внимание ученых обратилось на еще одну «человеческую» особенность — способность заранее подготовиться к двум возможным исходам события. Например, отправляясь на долгую прогулку, некоторые люди, не доверяя прогнозам погоды, кладут в сумку не только солнцезащитные очки и панамку, но и зонтик, чтобы внезапно начавшийся дождь не застал их врасплох.

Ранее ученые полагали, что только люди могут учитывать взаимоисключающие варианты будущего как одинаково вероятные и готовиться к ним одновременно. Наш вид приобретает эту способность еще в детстве, а что с другими? Исследователи из США, Австралии, Германии и Великобритании решили провести несколько простых экспериментов в заповеднике в Уганде и выяснить, способны ли шимпанзе на то же, что и человеческие дети.

Ученые использовали два типа трубок, одна из которых была прямой, а другая — в форме перевернутой буквы «Y». Трубки были расположены вертикально, и под каждым выходом из трубы находилась полочка с лакомством. Чтобы добыть приманку, нужно было кинуть в трубку подходящий камень и заставить полочку открыться, но при этом, если не поддержать полочку рукой, лакомство падало на землю, откуда обезьянам было его не достать.

В эксперименте с прямой трубкой все 15 шимпанзе быстро научились придерживать полочку рукой, чтобы не дать приманке упасть. С Y-образной трубой нельзя было заранее предсказать, куда попадет камень, тем не менее 13 из 15 испытуемых животных быстро разобрались в этом вопросе и, бросив камень, прикрывали оба выхода из трубы, что позволяло им получить выгоду при любом исходе.

Что любопытно, перед началом эксперимента исследователи продемонстрировали обезьянам, как работают трубки, но они не «подсказывали» им решения с Y-образной трубой — животные додумались до него самостоятельно.

Иными словами, согласно результатам работы, опубликованной в журнале Biology Letters, шимпанзе — второй вид после человека, у которого обнаружили способности к «альтернативному» мышлению и подготовке к двум равновероятным исходам одного и того же события. Если учесть, что человеческие дети до трех лет не умеют учитывать альтернативы при планировании, получается, в этом шимпанзе их несколько превосходят.