23.12.2022
7 343

Самцы мух заставляют самок засыпать после спаривания

4.8

Аргентинские биологи обнаружили, что в процессе копуляции самцы дрозофил инъецируют в организм самки вещества, вызывающие сонливость. Это препятствует их спариванию с другими самцами.

©Caramosca, Flickr / Автор: Sycophanta Duccius

В процессе копуляции самцы дрозофил выделяют не только сперму, но и набор дополнительных пептидов. Эти молекулы повышают шансы на успешное оплодотворение и снижают вероятность связи той же самки конкурентами — в частности, делая ее более агрессивной. Новые функции таких пептидов обнаружила группа исследователей из Аргентины, статья которых опубликована в журнале PLoS Genetics.

Диана Франко (Diana Franco) и ее коллеги отслеживали поведение дрозофил в лаборатории с помощью камер, работавших круглосуточно. Самцы и самки содержались вместе. Как и положено этим насекомым, ночью они впадали в сонное состояние продолжительностью около одного-двух часов. С включением света часть насекомых моментально просыпалась, а часть оставалась спать. Внимательно рассмотрев записи с камер, ученые выяснили, что просыпались лишь самки, которые накануне не спаривались с самцами.

Биологи заподозрили, что такая разница может быть связана с воздействием пептидов, выделяемых самцами при копуляции. Для подтверждения гипотезы исследователи повторили эксперимент с самками, в некоторых нейронах которых были искусственны отключены рецепторы SPR, на которые воздействуют половые пептиды. Как и ожидалось, такие мухи просыпались со светом независимо от того, состоялось ли спаривание накануне. Более того, удалось продемонстрировать, что нервные клетки, в которых работают SPR, тесно связаны с другими нейронами, регулирующими суточные циклы активности.

Таким образом, половые пептиды самцов дрозофил меняют активность нейронов, выделяющих белковый фактор распределения пигмента (Pigment dispersing factor, PDF), снижая его производство. Это, в свою очередь, продлевает сонное состояние спарившихся самок. Ученые полагают, что такой механизм уменьшает вероятность следующего спаривания, а значит, повышает шансы принести потомство от самца, который их «усыпил».