6 июля
Анна Новиковская
1 544

Возвращение крупных хищников не спасет разрушенные человеком экосистемы. Но вернуть их все-таки стоит

Порой защитники природы возлагают излишне большие надежды на восстановление природных экосистем после возвращения в них крупных хищников — волков, пум и медведей. Новое исследование показывает, что «чуда», скорее всего, не произойдет. Но это не значит, что мы не должны позволять хищникам жить в тех местах, которые были им домом задолго до прихода человека.

Сейчас серый волк занимает существенно меньший ареал, чем еще сто лет назад, а в некоторых странах до сих пор остается редким видом / © phys.org

Программы по восстановлению численности крупных хищников, которые запущены во многих странах, всегда вызывали бурные споры. С одной стороны, защитники природы настаивали на необходимости восстановления разрушенных человеком экосистем, лишившихся одного из главных звеньев пищевой цепи. С другой — фермеры и охотники утверждают, что рост числа хищников нанесет непоправимый вред домашним животным и ценным охотничьим видам.

Теперь можно сказать, что и те, и другие неправы: проведя анализ данных по реинтродукции крупных хищников в США и других странах, ученые пришли к выводу, что возвращение, скажем, волка не приведет к чудесному «исцелению», снижению численности оленьих стад и восстановлению экосистемы в целом, но и не станет серьезной угрозой для фермерских хозяйств.

Когда федеральное правительство США исключило серого волка (Canis lupus) из списка исчезающих видов, охотники и фермеры, а также правительства некоторых штатов призвали к борьбе с «опасным» хищником, которого считали основной угрозой ценным промысловым видам (например, оленям и лосям) и домашнему скоту.

Однако на самом деле, утверждают авторы статьи, множество других факторов приводят к гибели всех этих животных — от паразитов и болезней до столкновения с машинами и ударов молний. Так что вместо того, чтобы уничтожать волков, людям стоит потратить эти средства, скажем, на наем большего числа пастухов.

Что касается охотников, то их беспокойства полностью безосновательны: сегодня популяции оленей в США переживают исторический максимум, ведь люди создали для них идеальные условия для жизни. Ни охотники, ни машины, ни одичавшие собаки не могут уничтожить достаточно этих животных, чтобы всерьез снизить их численность. Равно как не смогут это сделать одна-две волчьи стаи: по словам исследователей, для значительного сокращения популяции оленей только в Висконсине потребуются десятки тысяч хищников.

Хотя волкам приписывают едва ли не чудесные способности по восстановлению нарушенных экосистем, на самом деле для «чуда» потребуется множество факторов, и волки — лишь один из них.

Так что же, все усилия защитников природы, возвращающих крупных хищников, не имеют смысла? Отнюдь, просто нужно сместить акценты и проводить мероприятия по их реинтродукции не ради потенциальной выгоды для экосистемы, а просто потому, что так правильно. Волки, пумы, медведи и другие хищники жили на нашей планете задолго до появления первых людей, и теперь мы должны учиться сосуществовать вместе, как добрые соседи.

Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Conservation Science.