Какие профессии востребованы сегодня?
30 мая
Анна Новиковская

Ученые обнаружили, что запах бананов вызывает стрессовую реакцию у самцов мышей

3.0

Анализируя выбросы гормонов стресса у самцов мышей, исследователи обнаружили кое-что странное: стрессовую реакцию у подопытных вызывал… запах бананов. Оказалось, характерный запах этим фруктам придает то же вещество, что содержится в моче беременных и кормящих самок, вынужденных отпугивать мышей-самцов, чтобы не дать им съесть беспомощных мышат.

Ученые не собирались включать бананы в свой эксперимент, но случай распорядился иначе / ©gorod.lv

Запахи играют огромную роль в жизни большинства видов млекопитающих, и лабораторные мыши тут не исключение. Эти зверьки, даже находясь в соседних клетках, постоянно обмениваются запаховой информацией, сообщая сородичам о своем состоянии здоровья, готовности к спариванию и даже в какой-то мере о настроении.

Основные «пахучки» у грызунов — самцы: они активнее метят территорию, сигнализируя о себе не только потенциальным партнершам, но и самцам-соперникам. Самки в этом отношении намного пассивнее: им достаточно сообщить о своей готовности зачать потомство, после чего самцы сами разберутся, кто здесь главный. Поэтому чаще всего ученые фиксируют запаховые сигналы от самцов самкам, но не наоборот.

Совершенно случайно исследователи из Канады обнаружили запаховый сигнал, который посылают самки — причем не какие угодно, а только беременные и кормящие матери. Отметим, что самцам мышей не чужд инфантицид, или убийство детенышей. Чтобы защитить потомство, мышам-матерям приходится агрессивно защищать их от самцов, и делают они это в том числе через запах.

Моча беременных и кормящих самок мышей содержит n-пентилацетат — пахучее органическое вещество, напоминающее по аромату спелые яблоки и бананы. Для человека этот запах довольно приятен и не вызывает негативных ассоциаций, но для самца мыши он означает, что где-то рядом находится гнездо самки, которая при обнаружении чужака незамедлительно бросится в бой. Неудивительно, что на запах бананов (и даже бананового масла, купленного в супермаркете) самцы реагировали выбросом гормонов стресса, тем самым готовясь к возможному столкновению.

Чтобы защитить своих мышат, самка мыши может атаковать самца, который крупнее ее самой / ©eurekalert.org

Что любопытно, самая яркая реакция на запах мочи (или бананов) наблюдалась у сексуально неискушенных самцов (иными словами, девственников), которые чисто физически не могли быть отцами мышат. Вероятно, предполагают исследователи, это связано с большей угрозой, исходящей от неродственных самцов: если отец еще может спокойно отнестись к своему потомству, то чужак, скорее всего, попытается убить детенышей и повторно спариться с их матерью.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.