15.12.2020
6 993

Японское космическое агентство впервые показало, что содержится внутри капсулы с астероида Рюгу

5.5

«Почва» астероида напоминает черную субстанцию, похожую на песок и мелкую крошку.

Астероид Рюгу / ©Getty images

JAXA сообщило, что миссия «Хаябуса-2» по доставке на Землю образцов с астероида Рюгу признана успешной: представители Японского космического агентства уже назвали ее «важной научной вехой». Напомним, капсула диаметром 40 сантиметров приземлилась в малонаселенной австралийской пустыне 5 декабря, завершив таким образом шестилетнюю миссию аппарата к астероиду Рюгу, находящемуся в миллионах километров от Земли.

На прошлой неделе капсулу доставили в Японию для исследования, которое должно помочь понять происхождение Солнечной системы и жизни на нашей планете, ведь такие образцы содержат информацию, «упакованную» в них миллиарды лет назад, так как они не подвергались воздействию окружающей среды.

Черные образцы “песка” (справа), находящиеся внутри капсулы, доставленной с астероида Рюгу / ©JAXA / phys.org
Образцы “почвы” с астероида Рюгу внутри капсулы / ©JAXA / phys.org

Первым, кто заглянул в капсулу, был специалист из JAXA Хиротака Савада: он признался, что «потерял дар речи» от удивления и радости, когда увидел, что капсула оказалась не пустой (чего все боялись), а действительно содержала «почву». Ею оказались черные крупицы, похожие на песок. Частично фракция напоминала пыль, частично была размером с зерно и гальку.

Ученые рады успешной миссии, ведь удалось собрать даже больше образцов, чем ожидалось, что расширит объем исследований. При этом астероидная «почва» была отобрана в два этапа. Сначала зонд собрал образцы с поверхности, а затем — из глубины астероида. Капсулы с обоими хранились отдельно друг от друга.

Японские специалисты говорят, что вскрыли лишь внешнюю оболочку капсулы, обнаружив в ней черный «песок», а также газ. Очередь остальных «слоев» придет на следующей неделе. Уже известно, что порядка десяти процентов доставленного вещества японцы передадут NASA в обмен на образцы, которые должны доставить на Землю в 2023 году в ходе миссии к астероиду Бенну.

Половина «песка» с Рюгу при этом останется нетронутой — для исследований будущего, когда ученым будут доступны более передовые технологии анализа. Сегодня капсула с образцами помещена в так называемое чистое помещение, где к ней исключен доступ земных веществ и газов. Научные исследования содержимого планируют начать не раньше лета следующего года.