26.01.2022
4 090

В соседней галактике нашли редчайшую черную дыру средней массы

5.2

Звездное скопление в галактике Андромеды может скрывать черную дыру почти в 100 тысяч масс Солнца — уже не звездных размеров, но еще и не сверхмассивную.

©Adam Evans, Wikimedia Commons / Автор: Анастасия Кожевникова

Сами по себе черные дыры не излучают и остаются невидимыми для телескопов, работающих в любой части спектра. Заметить их удается, если дыра активно поглощает материю, заставляя ту светиться, или же по орбитам объектов, вращающихся достаточно близко. Это позволяет оценить и массу дыры. Наблюдения показывают, что практически все из них распределяются на дыры звездной массы и сверхмассивные. Первые образуются в результате взрывов сверхновых и набирают десятки масс Солнца. Вторые, находящиеся в активных центрах галактик, достигают миллионов и даже миллиардов солнечных масс.

Механизм образования черных дыр промежуточной, средней массы остается неизвестен, хотя предполагается, что они могут появляться при слиянии черных дыр звездных масс. При этом однозначно обнаружить такие объекты пока не удается: известны лишь кандидаты массой в сотни и тысячи солнечных. Возможно, мы плохо умеем их обнаруживать, но есть вероятность, что они действительно встречаются очень редко. В любом случае каждая такая находка привлекает внимание.

Звездное скопление B023-G078 в галактике Андромеды / ©Iván Éder, HST ACS, HRC

О новом кандидате в черные дыры средней массы сообщается в статье Ренуки Пекетти (Renuka Pechetti) и ее коллег, опубликованной в The Astrophysical Journal. Объект находится в соседней галактике Туманность Андромеды (M31), в ее самом крупном шаровом скоплении B023-G078. Оно включает многие тысячи звезд общей массой 6,2 миллиона масс Солнца. Исходя из содержания в нем элементов тяжелее водорода и лития, астрономы определили, что возраст этого скопления составляет целых 10,5 миллиарда лет.

Судя по движениям звезд B023-G078, в центре его сохранилась черная дыра массой в 91 тысячу солнц, на нее приходится около 1,5 процента всей массы скопления. Ученые предполагают, что некогда оно представляло собой карликовую галактику массой около миллиарда солнечных, которая была поглощена крупной галактикой Андромеды, сохранив лишь центральные области с небольшой черной дырой. Для сравнения, собственная масса Андромеды достигает 1,5 триллиона масс Солнца.