25.02.2023
6 026

Астрономы объяснили природу и предсказали гибель объекта Х7 в центре Млечного Пути

4.8

Х7, яркая вытянутая нить в центре нашей галактики, это облако газа и пыли. Оно быстро вращается вокруг сверхмассивной черной дыры, разрушается ее огромной гравитацией и будет окончательно поглощено уже около 2036 года.

X7 близ сверхмассивной черной дыры: взгляд художника
X7 близ сверхмассивной черной дыры: взгляд художника / ©Adam Makarenko, Keck Observatory / Автор: Анастасия Кожевникова

Активный центр Млечного Пути содержит сверхмассивную черную дыру Стрелец A* массой более четырех миллионов солнц. Ее окрестности исключительно разнообразны и неспокойны: дыру окружает звездное скопление, где активно возникают новые звезды, вокруг вращаются бурные газопылевые облака и так далее. Телескопы позволяют рассмотреть здесь и более необычные «G-объекты», похожие на короткие вытянутые нити. Предполагается, что это небольшие облака, которые движутся вокруг черной дыры.

Один из них — Х7 — выделяется на общем фоне быстрыми изменениями своей формы. Наблюдения за ним продолжаются лишь около 20 лет, и за это время он стал намного более вытянутым, чем поначалу. Новая работа астрономов из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе подтвердила, что Х7 — облако газа и пыли, которое закручивается вокруг сверхмассивной черной дыры и будет поглощено ей уже в следующем десятилетии. Их статья опубликована в The Astrophysical Journal.

Изменения Х7 между 2002 и 2021 годами / ©UCLA, Keck Observatory, Ciurlo et al., 2023

Для изучения Х7 профессор Марк Моррис (Mark Morris) и его коллеги использовали данные наблюдений центра Млечного Пути, которые велись гавайской Обсерваторией Кека начиная с 2002 года. Они показали, что масса Х7 составляет около 50 масс Земли, и он движется вокруг сверхмассивной черной дыры на постоянно возрастающей скорости, которая уже превысила 700 километров в секунду.

Это позволяет подсчитать, что на полный оборот по орбите Х7 требуется около 170 лет. Впрочем, совершить такой круг он, по-видимому, так и не сможет. Под действием мощных приливных сил в окрестностях черной дыры Х7 вытягивается и деформируется. Уже сейчас его длина достигла трех тысяч астрономических единиц — средней дистанции между Землей и Солнцем. Около 2036 года облако подойдет к ней на минимальное расстояние, после чего распадется, а останки упадут в дыру, создав короткую и яркую вспышку.

Вместе с тем происхождение Х7 остается неясным. Моррис и его соавторы полагают, что облако могло появиться при слиянии пары звезд из материала их внешних оболочек, который был выброшен в результате этого процесса. В этом случае где-то в глубине Х7 должна сохраняться звезда, образовавшаяся при слиянии.