30.03.2023
Анна Новиковская
3 779

Астрономы обнаружили ультрамассивную черную дыру

5.5

Группа астрономов обнаружила одну из самых крупных черных дыр благодаря явлению, называемому гравитационным линзированием.

Гравитационное поле ультрамассивной черной дыры настолько сильное, что изгибает пространство вокруг себя / © ESA/Hubble, Digitized Sky Survey, Nick Risinger (skysurvey.org), N. Bartmann / Автор: Наталья Федосеева

Международная группа астрономов из Великобритании, Германии и США обнаружила одну из крупнейших черных дыр, известных ученым, в галактике, находящейся в двух миллиардах световых лет от Солнечной системы. Что любопытно, для обнаружения этой дыры исследователям не пришлось фиксировать момент, когда дыра была активно «занята» поглощением проходящей мимо звезды: присутствие космической аномалии в галактике выдало искажение проходящего сквозь нее света.

Команда воспользовалась явлением гравитационного линзирования, когда между наблюдаемым объектом и нашими телескопами оказалась другая галактика, исказившая идущий от соседки свет так же, как обычная стеклянная линза искажает свет от лампы микроскопа, увеличивая видимое изображение.

С помощью компьютерного моделирования ученые рассчитали размер черной дыры, искажающей видимый нами свет, и только когда параметры дыры достигли впечатляющей массы, в 30 миллиардов раз превышающей солнечную, данные модели совпали с реально наблюдаемыми, зафиксированными земными телескопами.

Это одна из самых крупных дыр, известных астрономам, и она находится на верхнем пределе того, насколько большим в принципе может быть такой космический объект по нашим расчетам. Также это первая черная дыра, обнаруженная с помощью гравитационного линзирования, позволившего зафиксировать присутствие аномалии без дополнительных условий типа поглощения черной дырой соседней звезды, которая своим светом выдала бы ее присутствие.

Сравнивая видимый и моделируемый свет от далекой галактики, ученые смогли оценить массу черной дыры, выступившей в качестве линзы / © phys.org

Ученые надеются, что, наблюдая за другими галактиками, мы сможем увидеть еще больше неактивных черных дыр во Вселенной. Это позволит получить больше информации об их появлении и развитии. Возможно, в будущем люди построят еще более крупные и чувствительные телескопы, которые дадут нам возможность заглянуть в самые дальние уголки космоса и узнать еще больше о черных дырах, этих загадочных аномалиях пространства-времени.

Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.