Рентгеновская «эхолокация» подсветила окрестности черной дыры — Naked Science

Рентгеновская «эхолокация» подсветила окрестности черной дыры

Вспышки рентгеновского излучения позволили астрономам заглянуть в окрестности сверхмассивной черной дыры и рассмотреть пульсацию ее «короны».

Аккреционный диск и корона сверхмассивной черной дыры: взгляд художника
Аккреционный диск и корона сверхмассивной черной дыры: взгляд художника / ©ESA

Наблюдать черные дыры напрямую невозможно, однако астрономы могут изучать их по поведению газопылевых облаков в непосредственных окрестностях дыры. Падая в нее под действием мощной гравитации, вещество сильно ускоряется, закручивается и раскаляется, излучая в широком диапазоне волн. Европейские астрономы наблюдали это излучение с помощью космического телескопа XMM-Newton.

Уильям Эльстон (William Alston) из кембриджского Института астрономии и его коллеги исследовали сверхмассивную черную дыру в активном центре галактики IRAS 13224-3809, расположенной в созвездии Центавра, на расстоянии около миллиарда световых лет от Солнца. Результаты этой работы представлены в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy. Коротко о ней рассказывает пресс-релиз ESA.

IRAS 13224-3809 — переменный рентгеновский источник, яркость которого за считаные часы меняется в десятки раз. Такие вспышки «подсвечивают» окружающие скопления материи, позволяя использовать их примерно так же, как летучие мыши используют ультразвук для эхолокации. Нужные для такого «реверберационного картирования» данные XMM-Newton собирал в 2011-2016 годах, на протяжении в общей сложности 23 суток.

Как и ожидалось, сверхмассивная черная дыра окружена аккреционным диском газа и пыли. В центральной его части находится «корона» — область, где скапливаются раскаленные до миллиардов градусов свободные электроны, создающие вспышки рентгеновского излучения. Более того, обнаружилось, что синхронно с такими вспышками меняется и размер короны.