22.09.2023
Игорь Байдов
6 142

Подледный океан Европы оказался источником углекислого газа

4.1

В двух независимых исследованиях, проведенных с помощью космического телескопа «Джеймс Уэбб», ученые выяснили, что замерзшие отложения углекислого газа на поверхности спутника Юпитера Европы попали туда из подледного океана. Получается, в этом бассейне стокилометровой глубины много углерода, нужного для возникновения жизни.

Поверхность Европы
Поверхность Европы. Мозаика, составленная из снимков, полученных космическим аппаратом NASA «Галилео» в конце 1990-х годов / © NASA / Автор: Анастасия Кожевникова

Европа — один из немногих миров в Солнечной системе, где потенциально могут существовать условия, пригодные для известной нам формы жизни. В 2000 году данные, полученные с зонда «Галилео», показали, что под ледяной коркой спутника Юпитера может плескаться соленый океан жидкой воды. Его глубину ученые оценили в 100 километров, а общий объем воды — вдвое больше, чем во всех океанах Земли. Однако неизвестно, присутствуют ли в этом океане химические вещества, необходимые для развития живых организмов.

Один из важнейших «строительных кирпичиков жизни», содержащийся в углекислом газе (С02), — углерод. Он необходим всему живому: без него невозможен синтез белков, жиров и углеводов.

Ученые давно находили следы замороженного углекислого газа на поверхности Европы, но сказать точно, попал он туда из космоса (принесли метеориты), из недр планеты или это результат взаимодействия с магнитосферой Юпитера, специалисты не могли, потому что не хватало информации. Теперь на этот вопрос взялись ответить американские исследователи.

Две группы ученых из Калифорнийского технологического института (США) и Центра космических полетов Годдарда провели независимые друг от друга исследования поверхности Европы на основе данных, полученных космическим телескопом «Джеймс Уэбб». В частности, специалисты проанализировали снимки, сделанные орбитальной обсерваторией, а также воспользовались ее приборами, работающими в ближнем инфракрасном диапазоне (NirCam, NirSpec). Эти инструменты были необходимы ученым, чтобы найти скопления «сухого льда» — замороженной углекислоты, молекулы которой поглощают инфракрасное излучение на конкретных длинах волн. Результаты работы опубликованы в журнале Science

Дальше исследователи составили карту распределения углекислого газа по поверхности спутника, после чего сопоставили ее с топографической картой Европы. Оказалось, что самая высокая концентрация углекислого газа наблюдалась в районе Тара (Tara Regio) шириной 1800 километров — в относительно молодой геологической области, представляющей собой впадины, хребты и трещины в ледовом щите Европы.

Как именно появляются эти структуры, не совсем понятно, но одна из гипотез гласит, что, поднимаясь к поверхности, теплая вода океана может растапливать лед, который со временем повторно замерзает, образуя новые неровности. Таким образом происходит обмен материалом между подледным океаном и поверхностью. То, что там больше всего «сухого льда», указывает на его океанический источник.

Снимок поверхности Европы
Снимок поверхности Европы, полученный камерой ближнего инфракрасного диапазона NIRCam, которая установлена на борту космического телескопа «Джеймс Уэбб» / © NASA, ESA, CSA

И первая, и вторая группа исследователей сделала вывод, что углекислый газ на поверхность Европы попал именно из океанских глубин.

«Этот газ может как находиться в океане в чистом виде, так и возникать на поверхности из-за разложения океанических органических молекул под действием ультрафиолета или космических лучей», — объяснила планетолог Саманта Трамбо, один из авторов научной работы.

Вопрос о том, пригоден ли подледный океан Европы для возникновения известной нам формы жизни, могут прояснить две космические миссии к Юпитеру и его спутникам. Первая — Jupiter Icy Moons Explorer — стартовала в апреле 2023 года. Вторая — Europa Clipper — запланирована на октябрь 2024-го. Последний аппарат будет оборудован инструментом для изучения магнитосферной плазмы. Устройство поможет определить глубину, соленость подповерхностного океана Европы, а также толщину ледяной корки над ним.