Новые точные измерения подтвердили старую загадку скорости расширения Вселенной — Naked Science

Новые точные измерения подтвердили старую загадку скорости расширения Вселенной

5.7

Оценка постоянной Хаббла, полученная с помощью наблюдений реликтового фона наземными телескопами, совпала с данными космического аппарата Planck, но не с результатами других измерений.

Телескоп ACT в Чили
Телескоп ACT в Чили / ©Ahincks, Wikimedia Commons

Как известно, наша Вселенная расширяется. Скорость этого процесса характеризуется постоянной Хаббла, которая связывает скорость удаления объекта с расстоянием до него. Эту постоянную, как правило, измеряют с помощью квазаров — ярких центров далеких галактик — или переменных звезд цефеид. Другой подход опирается на наблюдения более древнего объекта, реликтового фона Вселенной — «эха» первого излучения, появившегося после Большого взрыва. Однако разные методы дают результаты, отличающиеся друг от друга на несколько процентов.

Измерения через сверхновые указывают, что постоянная Хаббла составляет примерно 74 км/с/МПк (мегапарсек — единица измерения расстояния, эквивалентная примерно 3,3 миллиона световых лет). А наблюдения за реликтовыми микроволнами — около 67 км/с/МПк. Причина такого расхождения остается загадкой. Для объяснений этому выдвигаются самые различные гипотезы — от неравномерности самого процесса расширения до систематической ошибки, которая вкрадывается в измерения, хотя до сих пор так и не обнаружена специалистами. Впрочем, все новые работы позволяют довольно уверенно отбросить вариант с ошибкой.

В паре новых статей (1, 2), представленных в открытой онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org, ученые сообщают о новых оценках постоянной Хаббла, которая получена на основе данных о микроволновом фоне Вселенной. Наблюдения проводились с помощью наземного телескопа АТС (Atacama Cosmology Telescope) и дали примерно те же цифры, что предыдущие работы, проведенные на основе данных космического аппарата Planck, который исследовал реликтовый фон с орбиты, — 67,9 км/с/МПк.

Судя по тому, что две независимые работы (АТС и Planck) дали одинаковый результат, отличный от измерений с помощью цефеид и квазаров, речь идет не о простой ошибке. Возможно, мы упускаем нечто важное в устройстве Вселенной — нечто, вызывающее ее неравномерное расширение.