06.12.2022
УрФУ

Ученые выяснили, что позднеантичный ледниковый период не был глобальным

4.7

Международная группа ученых, в составе которой были уральские дендрохронологи, выяснила, что в позднеантичный ледниковый период (с 536-го по 550 годы) температура воздуха снижалась только в Северном полушарии. Эти данные исследователи получили по деревьям Евразии, Западного и Южного полушарий.

Виноградная лоза в снегу / ©Getty images

Климатические и социальные катаклизмы, начавшиеся в 536 году, давно привлекают внимание вулканологов, климатологов и историков. Византийские источники описывают мистический туман, покрывший обширную территорию в 536-537 годы. Холод и засуха привели к гибели урожая в Италии и Месопотамии, что вызвало голод и прочие бедствия в последующие годы. На это время приходится Юстинианова чума — первая исторически известная пандемия, жертвами которой стали миллионы человек.

Необычные явления были зафиксированы и в китайских источниках. Во многих провинциях Китая в июле и августе 536 года наблюдались заморозки и снег, погубившие зерновые культуры и вызвавшие среди населения голод, продолжавшийся до 538 года. В северной части Китая в то время погибло около 80 процентов населения. Историки УрФУ показали: эти события стали причиной того, что соседствующие с Китаем тюрки начали укреплять свое положение и подчинять соседей, что привело к образованию Тюркского каганата.

Результаты их новых исследований опубликованы в журнале Science Bulletin. Работу поддержал Российский научный фонд. «Мы оценили пространственный масштаб событий 536-540-х годов с помощью древесных колец. В качестве маркеров использовали “ненормальные” кольца. Одно из преимуществ такого подхода в том, что ширина годичных колец реагирует на изменения температуры в основном только в полярных районах и высокогорьях, а вот аномальные кольца образуются при экстремальных похолоданиях у деревьев во многих районах Земли.

Поэтому в работу удалось включить данные по 23 разным точкам, включая Южное полушарие, то есть намного больше, чем при использовании ширины колец», — рассказывает соавтор работы, ведущий научный сотрудник лабораторий дендрохронологии ИЭРиЖ УрО РАН и естественнонаучных методов в гуманитарных исследованиях УрФУ Рашит Хантемиров.

Ученые проанализировали три типа аномалий: морозобойные кольца — кольца со слоем деформированных из-за заморозка клеток; светлые кольца — с тонкими стенками клеток поздней древесины; синие кольца — с пониженным содержанием лигнина в клеточных стенках. Все три типа аномалий образуются при резком и, как правило, кратковременном (от нескольких часов до нескольких дней) падении температуры в летний период. Так вот, в результате ученые обнаружили, что ни у одного дерева в Южном полушарии аномалии в период с 530 по 550 годы не образовались.

«В Северном же полушарии деревья синхронно ответили образованием аномалий древесных колец на событие 536 года. Причем пик похолодания, согласно годичным кольцам, пришелся на конец июля — начало августа. В некоторых районах аномалии образовались и в следующий год. А похолодание после извержения 540 года не было синхронным. И его длительность была неодинаковой в разных районах. Например, в Монголии, как и на Ямале, пик экстремума пришелся на 543 год, на территории США — на 541-543 годы, в Фенноскандии — на 541-542 годы», — добавляет Рашит Хантемиров.

Напомним, ученые давно обсуждают причины климатических катаклизмов 530–550 годов. Наиболее правдоподобной причиной считается крупное вулканическое извержение. Однако долгое время в ледовых кернах Гренландии и Антарктиды следы извержения не находили. Вероятно, это было связано с отрывочностью данных о содержании сульфатов, являющихся маркерами вулканических извержений, и недостатками в датировании слоев льда. Но в 2008 году международная группа исследователей, в составе которой — датские исследователи ледников и дендрохронологи Европы и России, в том числе Екатеринбурга, опубликовала данные, основанные на ширине годичных колец деревьев.

Дендрохронологи установили: похолодание, начавшееся в 536 году, охватило всю Евразию и длилось около 15 лет. Что довольно необычно, так как даже очень крупные вулканические извержения снижают температуру лишь на 3-5 лет. Позже ученые выяснили, что несколько лет спустя произошло еще одно извержение, которое было одним из самых мощных за последние два тысячелетия.

«Очень мощное извержение произошло на четыре года позже, в 540 году, и вызвало климатический ответ из-за образования пленки аэрозоля в стратосфере. Поэтому в разных районах Земли его последствия стали ощущаться с задержкой в 1-4 года. Дальнейшие исследования показали, что наиболее вероятным источником извержения 540 года был вулкан Илопанго в центральной Америке. Такой двойной вулканический удар и привел к необычайно длительному похолоданию», — поясняет Рашит Хантемиров.