Астрономы открыли «шестерную» звезду — Naked Science
27 января

Астрономы открыли «шестерную» звезду

5.3

Кратная звезда TIC 168789840 включает три пары гравитационно связанных звезд, у одной из которых могут быть даже планеты.

Кастор (альфа Близнецов) — еще один пример кратной звезды из шести компонентов
Кастор (альфа Близнецов) — еще один пример кратной звезды из шести компонентов / ©Jeremy Perez

Двойным и даже тройным звездным системам никто давно не поражается; известны и планеты, находящиеся под двумя или тремя солнцами. Однако системы, включающие сразу шесть звезд, остаются большой редкостью. До недавних пор было известно лишь 17 таких объектов, и TIC 168789840 стала 18-м. Об этом сообщается в новой статье американских астрономов, принятой к публикации в The Astronomical Journal и доступной в открытой онлайн-библиотеке arXiv.

TIC 168789840 находится в созвездии Эридана, на расстоянии 1428 световых лет. Она включает гравитационно связанные пары звезд, две из которых (А и С) образуют «ядро» системы, а третья (В) вращается вокруг них по удаленной орбите. Звезды двойной системы А обходят друг вокруг друга за 1,6 суток, системы С — за 1,3 суток, а В — за 8,2. В свою очередь, сами системы А и С обращаются друг вокруг друга примерно за четыре земных года, а обходящая их система В — за 2000 лет.

Астрофизик NASA Брайан Пауэлл (Brian Powell) и его коллеги обнаружили TIC 168789840 с помощью космического телескопа TESS, отметив, что такая структура напоминает уже известную кратную звезду с шестью компонентами — Кастор (α Близнецов). Однако три пары TIC 168789840 еще сильнее похожи друг на друга: все они включают более крупную звезду радиусом 1,4-1,7 солнечного радиуса и массой в 1,2-1,3 солнечной, а также ее малую спутницу массой в 0,5-0,7 солнечной и радиусом 0,5-0,6 от солнечного.

Двойные звезды А и С находятся слишком близко друг к другу, создавая сильные гравитационные аномалии, так что невозможно представить, чтобы возле них могли сформироваться и выжить планеты. Однако ученые предполагают, что у сравнительно удаленной от них системы В планета вполне может быть. Авторы планируют продолжить наблюдения за TIC 168789840 и, возможно, обнаружить такой странный далекий мир.

Эта работа позволит разобраться, как именно образуются необычные системы, включающие так много звезд сразу. Предполагается, что они могут появляться, как тройные звезды, сформировавшиеся вместе — в общей «колыбели». Однако далее, проходя сквозь газопылевое облако, каждая из участниц системы приобрела по новой соседке, став двойной. «Все это просто потрясающе, — говорит Брайан Пауэлл. — Хотел бы я иметь звездолет, припарковать его неподалеку и увидеть все собственными глазами».