24.08.2021
2 904

Астрофизики определили минимальную температуру красных карликов

5.2

Новые наблюдения позволили найти температурную границу, разделяющую красные карлики и «несостоявшиеся звезды» — коричневые карлики.

©JPL-Caltech, NASA

Отличить самые маленькие от самых больших субзвездных объектов нелегко. Трудно сказать, насколько горячей должна быть звезда, чтобы поддерживать стабильное излучение. Нижний предел температуры удалось нащупать лишь недавно. Об этом рассказывается в статье, которая будет опубликована в ближайшем номере Astrophysical Journal Supplement Series, а пока представлена в открытой онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org.

«Минимальные звезды» — красные карлики — в десятки раз меньше Солнца и нагреваются в несколько раз слабее. Тем не менее в их недрах все-таки проходят слабые термоядерные реакции, создающие излучение. В отличие от них, коричневые карлики — субзвездные тела, и термоядерные процессы на них нестабильны. Поэтому со временем коричневые карлики тускнеют и остывают навсегда. А вот красные способны существовать и тускло светиться многие миллиарды, а то и десятки миллиардов лет, давая даже неплохие шансы на развитие жизни у своих «дочерних» планет.

Различить коричневые и красные карлики издалека не так уж просто. Однако астрономы из Калифорнийского университета в Сан-Диего решили воспользоваться разницей в их возрасте. Дело в том, что при рождении такое тело движется почти по ровной круговой орбите вокруг центра Галактики. В дальнейшем, под влиянием гравитации от соседних звезд, облаков и скоплений, орбита постепенно вытягивается. Если красные карлики в среднем намного старше коричневых, то и орбиты их должны быть более эллиптичными.

Поэтому астрономы рассмотрели орбиты 172 коричневых и красных карликов и обнаружили, что чуть более горячие объекты выделяются куда более вытянутыми орбитами. Граница соответствует температуре поверхности 1200-1400 °С: видимо, это минимальная температура, возможная на звезде — красном карлике. Ниже нее полноценные термоядерные реакции невозможны. Для сравнения, температура поверхности Солнца составляет около 5500 °С. Впрочем, пока выборка слишком мала, и в будущем авторы планируют расширить наблюдения, чтобы провести температурную границу еще точнее и надежнее.