• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
20 марта, 12:18
Илья Гриднев
13
930

Древнее поселение в Чили оказалось на тысячи лет моложе, переписав историю заселения Америки

❋ 4.1

Знаменитая чилийская стоянка Монте-Верде оказалась моложе заявленного возраста на 6-10 тысяч лет. Анализ показал, что люди разбили лагерь поверх слоя вулканического пепла, выпавшего уже после окончания ледникового периода. Новые данные разрушили гипотезу о раннем прибрежном заселении южноамериканского континента.

Археологический комплекс Монте-Верде и ручей Чинчиуапи в Чили / © Todd Surovell/apnews.com

Долгие годы наука считала, что первые люди попали в Америку из Азии через Берингов перешеек около 14 тысяч лет назад. Охотники вышли в Северную Америку и постепенно спускались на юг по свободному ото льда коридору между двумя гигантскими ледниками. Эту волну переселенцев историки назвали культурой Кловис. 

Ситуация изменилась, когда археологи начали раскопки стоянки Монте-Верде на юге Чили, которые продолжались с 1977 по 1985 год. Найденные там куски дерева датировали возрастом 14 500 лет. 

В 1997-м группа независимых экспертов подтвердила эти радиоуглеродные показатели. Это разрушило классическую теорию: люди не могли оказаться на самом краю Южной Америки раньше, чем прошли северные ледники. Учебники истории переписали. Возникла новая доминирующая гипотеза: первые американцы обогнули материковые льды по Тихому океану и быстро спустились лодками вдоль побережья.

Спустя почти 50 лет после первых раскопок команда археологов решила заново изучить геологию скандального места. О результатах новой экспедиции рассказали в журнале Science

Ученые из США, Чили и Австрии провели четыре года на заболоченных берегах ручья Чинчиуапи в 36 милях от Тихого океана. Исследователи пробурили и взяли пробы грунта из девяти аллювиальных отложений вдоль русла реки, чтобы заново оценить слоистую структуру почвы и возраст органики.

Анализ выявил грубую методологическую ошибку предшественников. В оригинальных раскопках археологи датировали возраст стоянки по кускам древнего дерева, найденным рядом с каменными орудиями и остатками стоянки. Новая экспедиция доказала, что ручей веками размывал свои берега. Вода вымывала куски древесины из глубоких слоев ледникового периода и заново укладывала их поверх более свежего песка, где позже селились люди.

Эволюция долины Чинчиуапи в позднем четвертичном периоде / © Todd Surovell et al./Science(2026)

Главным доказательством стал найденный слой вулканического пепла Лепуэ. Этот региональный маркер извержения имеет точный возраст — 11 тысяч лет. Если бы люди жили в Монте-Верде 14 500 лет назад, слой их стоянки обязан был лежать глубоко под этим пеплом, но артефакты находились в слоях грунта над пеплом. 

Оптически стимулируемый люминесцентный анализ кварцевых песчинок из слоя со стоянкой показал возраст от 4200 до 8200 лет. Самой поверхности, на которой якобы жили древние люди до Кловис, в ледниковый период просто физически не существовало.

Разоблачение возраста Монте-Верде выбивает главную опору из-под теории раннего прибрежного заселения Америки. Исключение чилийской аномалии возвращает историкам логичное и последовательное хронологическое окно. Первые колонизаторы спускались вглубь континента по сухопутному коридору Северной Америки без использования океанских маршрутов.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Автор материалов на стыке разных областей знания — от археологии и палеонтологии до физики и технологий. Интересуется тем, как работает мир, и рассказывает об этом понятно и увлекательно.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
20 марта, 14:49
МАИ

20 марта Московскому авиационному институту исполняется 96 лет. За эти годы университет прошел большой путь становления, и во многом его развитие определяли люди, посвятившие себя науке и подготовке инженерных кадров. Один из таких — выдающийся ученый, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор технических наук, профессор Борис Семенович Зечихин. Более 70 лет его жизнь неразрывно связана с кафедрой 310 «Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы» и НИО-310 МАИ. Научная и педагогическая работа Бориса Семеновича получила широкое признание в России и за рубежом, а его вклад в развитие электромеханических специальностей и подготовку инженерных кадров оказал существенное влияние на отечественную авиационную и электротехническую промышленность.  Сегодня Борис Семенович продолжает свою работу, участвует в проектах по созданию электрических и гибридных силовых установок, передает опыт и знания молодым специалистам в рамках развития Передовой инженерной школы и всего МАИ в целом.

21 марта, 19:13
Игорь Байдов

Арахнологи описали новый вид пауков, который копирует облик мертвой особи, пораженной паразитическим грибом, чтобы хищники меньше обращали на него внимание. В природе такой гриб заражает хозяина и воздействует на его нервную систему, после чего заставляет подниматься на возвышенность, откуда легче распространять споры. Открытие расширит представления ученых о мимикрии у животных.

20 марта, 13:03
СГМУ им. В.И. Разумовского

Кариес — распространенная стоматологическая проблема, которую многие люди склонны игнорировать, считая ее незначительной. Заведующая отделением терапевтической стоматологии №1 Консультативной стоматологической поликлиники СГМУ имени В.И. Разумовского Виктория Моргунова предупреждает: затягивание лечения может привести к серьезным последствиям для здоровья, личного комфорта и качества жизни. Запущенные стоматологические проблемы не ограничиваются локальными осложнениями — они способны спровоцировать системные заболевания и нарушить работу всего организма.

17 марта, 08:30
Максим Абдулаев

Американские палеонтологи обнаружили зуб гигантской костистой рыбы ксифактина, застрявший в шейном позвонке четырехметрового плезиозавра. Находка стала первым прямым физическим доказательством атаки в горло крупной морской рептилии. Ученые установили, что нападение произошло не ради пропитания, а во время конкурентного конфликта двух высших хищников.

17 марта, 15:15
Татьяна Зайцева

Археологическая находка, сделанная недалеко от озера Кинерет на территории современного Израиля, показала, что психологическая война на поле боя гораздо древнее, чем можно было бы подумать.

19 марта, 10:58
Игорь Байдов

В парках некоторых стран все чаще можно заметить странную картину: синицы и воробьи вместо пуха и веточек приносят в клювах сигаретные окурки. Орнитологи из Польши решили выяснить, зачем птицы выстилают гнезда мусором, пропитанным никотином. Оказалось, пернатые нашли способ использовать вредную человеческую привычку для защиты своего потомства. Но, как это часто бывает в природе, у медали есть обратная сторона.

19 марта, 10:58
Игорь Байдов

В парках некоторых стран все чаще можно заметить странную картину: синицы и воробьи вместо пуха и веточек приносят в клювах сигаретные окурки. Орнитологи из Польши решили выяснить, зачем птицы выстилают гнезда мусором, пропитанным никотином. Оказалось, пернатые нашли способ использовать вредную человеческую привычку для защиты своего потомства. Но, как это часто бывает в природе, у медали есть обратная сторона.

19 марта, 12:41
Игорь Байдов

Марсоход «Персеверанс» обнаружил в камнях на кромке кратера Езеро спектральные признаки минерала корунда, из которого на Земле образуются рубины и сапфиры. Такие спектры на Красной планете зарегистрировали впервые. Теперь ученые пытаются понять, при каких процессах он мог там сформироваться, ведь условия на Марсе заметно отличаются от тех, в которых корунд обычно образуется на Земле.

3 марта, 14:06
Александр Березин

В ноябре 2025 года при взлете российской ракеты с Байконура к МКС с существенной высоты упала кабина обслуживания 8У216. Поскольку в 2010-х годах из экономии средств у нас отказались от дублирования стартовых площадок, это создало ситуацию временной невозможности пилотируемых полетов. Теперь, всего через три месяца после происшествия, «Роскосмос» смог решить проблему, поставив запасную кабину обслуживания, найденную на складах Минобороны. Весенние пуски к МКС, запланированные ранее, теперь имеют шансы пройти в срок.

[miniorange_social_login]

Комментарии

13 Комментариев
Иван Колупаев
21 час назад
-
0
+
И вообще это не стул, а табуретка (с) 😁
Николай Цыгикало
22 часа назад
-
0
+
"Оптически стимулируемый люминесцентный анализ" — Илья, перед публикацией перечитываете написанное? Анализ нельзя оптически стимулировать) Есть оптически стимулированная люминесценция. "Оптически стимулируемого анализа" не существует. Анализ не может быть люминисцентным. Люминесценция — это физическое явление, а не анализ.
Николай Цыгикало
24 часа назад
-
0
+
"уже после окончания ледникового периода"... "...из глубоких слоев ледникового периода"... "в ледниковый период просто физически не существовало" Илья, в геологии нет понятия "ледниковый период". Нету и периода с таким названием в геохронологической шкале. Ледникового периода не существует и никогда не было. Это название мультфильма, а не геологическое понятие. Его нельзя использовать в научных или научно-популярных материалах. Это распространение дезинформации про некий несуществующий период. Были эпохи оледенений, был плейстоцен. Но ни то, ни другое не ледниковый период. Просто посмотрите, какие периоды есть в геологии, и убедитесь сами. В кайнозойской эре три периода, и ни один из них не называется ледниковый период. Палеоген, неоген, четвертичный. Ледникового — нет и никогда не было. Как нет и никаких "слоёв ледникового периода", о которых вы пишете. Они не могут так называться, в силу отсутствия такого периода. Как не было и его "окончания", о котором вы пишете. Четвертичный период, в котором были серии оледенений, не окончился. Что же вы тогда пишете, Илья? :)) фантазии какие-то, очевидно. "выбивает главную опору из-под теории раннего прибрежного заселения Америки" Это не теория, а гипотеза, как выше вы написали верно. Теория и гипотеза — это не синонимы. Это принципиально разные понятия, и заменять одно другим профанация. Посмотрите, пожалуйста, что означают эти разные понятия, и не смешивайте их в один винегрет.
    Илья Гриднев
    7 часов назад
    -
    0
    +
    Николай, спасибо за внимательное чтение и строгий подход к терминологии! Вы правы по двум пунктам: смешивать гипотезу и теорию в научно-популярном тексте некорректно, а формулировка "оптически стимулируемый анализ" — действительно стилистический брак при переводе OSL-dating (правильно — "метод оптически стимулированной люминесценции"). Здесь мне стоило быть внимательнее.
    Илья Гриднев
    7 часов назад
    -
    0
    +
    А вот Ваш сарказм по поводу ледникового периода бьет совершенно мимо цели: Вы путаете геохронологическую шкалу (стратиграфию) со шкалами палеоклиматологии и гляциологии. Да, в стратиграфии выделяют плейстоцен и голоцен. Однако климатические колебания внутри плейстоцена официально называются "ледниковыми и межледниковыми периодами/эпохами" (Glacial and interglacial periods). Термин "Ледниковый период / Ледниковая эпоха" зафиксирован в Большой российской энциклопедии, а также в глоссариях USGS и IPCC.
    Илья Гриднев
    7 часов назад
    -
    0
    +
    Когда в публикациях, в том числе в журналах Nature и Science, используется выражение end of the last ice age (конец последнего ледникового периода), под ним строго подразумевается рубеж плейстоцена и голоцена 11 700 лет назад, завершивший Последнюю ледниковую эпоху, а не окончание четвертичного геологического периода. Ученые всего мира регулярно публикуют статьи именно с такими формулировками в заголовках, например: * Статья в Nature (Tierney et al., 2020): *Glacial cooling and climate sensitivity revisited* (в тексте и аннотациях сплошь и рядом используется термин Last Ice Age — Последний ледниковый период). * Статья в Science (Peter U. Clark et al., 2009): *The Last Glacial Maximum*. В литературе по археологии и палеоклиматологии фраза «end of the last ice age» (конец последнего ледникового периода) является стандартным обозначением климатического перехода от плейстоцена к голоцену (около 11 700 лет назад). * И по конкретно теме этой публикации: расхожая статья М. Уотерса о стоянке Кловис в Техасе. Цитата из оригинала: *«...late Pleistocene (Ice Age) people...»* (люди позднего плейстоцена (Ледникового периода)). * Пример от авторов самой гипотезы «Прибрежного маршрута»: Джон Эрлендсон (Jon Erlandson) в своих работах в журнале Science и пресс-релизах Орегонского университета регулярно использует эти термины. Цитата из его пресс-релиза: *«Evidence for Ice Age coastal settlement...»* (Доказательства прибрежного заселения эпохи Ледникового периода).
    Илья Гриднев
    7 часов назад
    -
    0
    +
    И конкретно еще раз по фразе: «Как не было и его "окончания"... Четвертичный период, в котором были серии оледенений, не окончился. Что же вы тогда пишете?»* Здесь Вы путаете Четвертичный период (Quaternary) и Последнюю ледниковую эпоху (Last Glacial Period). Да, мы живем в Четвертичном периоде (он начался 2,58 млн лет назад и продолжается). Но Четвертичный период делится на плейстоцен и голоцен. Внутри плейстоцена температуры циклично колебались. Теплые отрезки называются межледниковьями (Interglacial periods), а холодные — ледниковьями (Glacial periods). То, что мы в быту и научпопе называем *«во времена ледникового периода»*, в науке строго называется Вюрмским/Валдайским/Вислинским оледенением, или Последней ледниковой эпохой (LGP).
    +
      ещё комментарии
      Николай Цыгикало
      4 часа назад
      -
      0
      +
      Илья, но вы же сами пишете на русском "Последнюю ледниковую эпоху", и пишете верно. Конец ледниковой эпохи - не вызывает возражений. Эпоха, оледенение - всё верно. Но не период на русском, ведь вы пишете на русском языке. Посмотрите современную русскоязычную литературу по плейстоцену - никаких ледниковых периодов, зато оледенения и эпохи оледенений. И тут есть существенная разница между английскими и русским выражениями. Исходя из них, буквальные кальки с английского получают неверные значения в русском языке. Эти неверности лучше исключить, написав верно на русском. Ведь это не трудно.Посмотрите: вюрм, висконсин, рисс - никогда периоды, но только оледенения. Почему? Потому что это не периоды в русском языке. Так зачем идти наперекор принятому в русском обозначению оледенений? Точно так же в космических темах околоземная орбита на английском звучит как "Earth orbit" - но при этом неверно буквально переводить это как "орбита Земли", ибо орбита Земли гелиоцентрическая и имеет совсем другие параметры, нежели околоземные орбиты. Неверный прямой перевод создаёт коллизию понятий, что есть что. То же самое и про селеноцентрические (окололунные) орбиты, в англоязычном "moon orbit" - писать на русском "орбита Луны" вместо окололунной орбиты выходит заведомо неверным, ибо орбита Луны это околоземная орбита. Поэтому буквальный перевод с английского выходит некорректным, нужно писать именно "окололунная орбита", а не "орбита Луны". Переводить напрямую с английского "ледниковый период" такая же ошибка перевода, как "орбита Земли" про околоземные орбиты.
    Илья Гриднев
    7 часов назад
    -
    0
    +
    И предвосхищая Ваше возможное желание копнуть еще глубже в геологическую терминологию, предлагаю сразу зафиксировать рамки нашего формата, чтобы не уходить в схоластику: 1. Про макро- и микро-оледенения. Я прекрасно понимаю, что в макромасштабе параметров Земли мы до сих пор живем внутри Позднекайнозойской ледниковой эры (щиты в Антарктиде никуда не делись), а голоцен — это технически фаза межледниковья. Однако в контексте археологии Нового Света, палеоиндейцев и вымирания мегафауны выражение «конец ледникового периода» — это абсолютно консенсусный в мировой науке маркер финала Последнего ледникового максимума (LGP, Валдайского/Вюрмского/Висконсинского оледенения). 2. Про аннотации и строгие методы. Вы можете справедливо заметить, что топовые англоязычные ученые используют фразу *Ice Age* в заголовках и аннотациях в угоду пиару и "маркетингу" для публикаций в Nature, а в самих отчетах о раскопках строго пишут *Marine Isotope Stage 2 (MIS 2)* или *Late Pleistocene*. Это правда. Но у нас именно *научно-популярное* издание. Наша задача — перевести условный *MIS 2* на язык, понятный читателю, используя легитимные синонимы, которые задают сами же авторы исследований. 3. Про "слои" климата. Да, если быть дотошным до буквы, у климатической эпохи не может быть литологических "слоев" — есть стратиграфические горизонты и отложения ледникового генезиса. Фраза «из слоев ледникового периода» — это осознанная и допустимая в публицистике метонимия (корректная калька с английского *Ice Age deposits*). Вы требуете сухого языка диссертации для ВАК, тогда как наша задача — делать сложную науку читаемой, не искажая при этом суть физических процессов.
    +
      ещё комментарии
      Николай Цыгикало
      4 часа назад
      -
      0
      +
      Илья, на самом деле спасибо за глубокий экскурс в терминологию. Но английское Age не стоит переводить как "период", потому что в русском языке и геологии/гляциологии периоды означают другое. И из этого, на мой взгляд, и стоит исходить в русскоязычных текстах. Чтобы не возникало коллизии - периода такого нет, а в тексте есть. Научпоп, в моём представлении, несёт не только новостную, но и образовательную роль. И тут двоякие понятия дезориентируют читателя. Я, конечно, не требую сухого языка диссертаций, но коль он есть, то почему бы не использовать более корректные и не менее понятные читателю понятия типа "ледниковая эпоха", "оледенение". Это ничуть не сложнее, и не "сухо", а лишь точнее и вернее. Так, может, этому и следовать? Речевая культура есть часть культуры мышления. И здесь порция точности изложения не перегрузит читателя. Зато лишний раз даст ему более точные ориентиры в понятиях, что есть что.И прошу простить мой сарказм, если он был чрезмерным. Сам иногда публикуюсь, поэтому подсказываю со своей точки зрения, зная по своему опыту, как легко бывает допустить неточности и ошибки.
        Илья Гриднев
        3 часа назад
        -
        0
        +
        Николай, спасибо за предметный диалог и вдумчивую критику. Ваш пример с околоземными орбитами — в точку. Он отлично иллюстрирует, как калька с английского (тот же прямой перевод *Age* как «период») способна создать терминологическую коллизию в русском языке. Вы правы и в том, что касается образовательной миссии научпопа. Действительно, формулировки «последняя ледниковая эпоха» или «завершение оледенения» были бы более подходящими. Рад встретить коллегу-автора, который сам прекрасно понимает, как легко замыливается глаз при работе с текстом. Спасибо, что помогаете становиться лучше, и успехов Вам в собственных публикациях!
          Николай Цыгикало
          2 часа назад
          -
          0
          +
          Илья, спасибо за пожелания, они весьма актуальны. Ситуация с публикациями у меня очень непростая. :) Харбинский технологический институт, китайская "Бауманка", кузница ракетно-космических кадров Китая, назначил меня приглашённым профессором (от full professor отказался, так как для этого надо переезжать туда на полноценную рабочую неделю). Правда, диплом (письмо о назначении) будет готов только через месяц, наверное. В силу этого я должен написать и опубликовать минимум две научные статьи за год в китайских научных изданиях. И вроде не проблема, и журналы рецензируемые готовы опубликовать, и материала хватает. Но мои области в основном баллистика и аэрогазодинамика, и конструкции, в них работающие. Если публикации будут глубокими по изложенным подходам, то могут возникнуть вопросы у определенных структур, контролирующих вопросы обороны и разглашений. Примеры осуждения с лишением свободы за публикации в Китае по гиперзвуку у всех перед глазами, при том что использовали лишь официальные данные из открытых источников. А неглубокие статьи неинтересны аудитории и малоценны. Приходится проходить между Сциллой и Харибдой, безо всяких гарантий, что пройти удастся целым и невредимым. В сравнении с этим научпоп - просто рай отдыха и свободы мысли, санаторий легкости изложения: пиши как хочешь - ни рецензий, ни цензуры, ни возможных проблем с раскрытием точных деталей использования второго закона Кеплера или Ньютона :) Но делать нечего, назвался груздем - придётся публиковать науку. И тут ваши пожелания придутся весьма и весьма к месту. Вам тоже плодотворной творческой работы ).
          Николай Цыгикало
          2 часа назад
          -
          0
          +
          Плейстоценом занимаюсь четверть века или дольше, у меня много практического плейстоценового материала, как хорошие коллекции субфоссилий фауны, так и древесины; причем научного, собранного со всем необходимым уровнем фиксации. Тоже думаю опубликовать статью по плейстоценовой древесине по своим материалам, возраст МИС-5, но пока руки не доходят. Может, здесь и опубликую, когда напишу. Прикладываю фото деревяшек МИС-5 с долгой и интересной историей датирования - радиоуглерод, как и полагается для МИС-5, выдал запредельную ошибку, пришлось ждать ещё два года для уран-ториевой датировки, показавшей уже верную дату. Примеры фаунистического плейстоценового материала, если интересно, есть вот тут на фото - и это только по хоботным; реальные фонды гораздо шире. https://naked-science.ru/article/paleontology/evolyutsionnaya-ballistika-mamontov-ot-hobotnyh-do-zagadki
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно