14.12.2020
Мария Кривоченко
11 310

Древние люди могли впадать в спячку, чтобы пережить холода

Команда ученых заметила, что останки некоторых людей, живших полмиллиона лет назад, имеют признаки заболеваний, связанных с недостатком витамина D. По мнению археологов, это показывает, что гоминиды проводили много времени без света и впадали в спячку в периоды особо сильных холодов.

Череп, найденный в Сима-де-лос-Уэсос / ©Philippe Desmazes/AFP
Череп, найденный в Сима-де-лос-Уэсос / ©Philippe Desmazes/AFP / Автор: Дмитрий Жуков

Археологи из Университета Фракии имени Демокрита в Греции проводили раскопки в пещерах Сима-де-лос-Уэсос в Испании. Они обнаружили примерно 7500 костей, принадлежавших как минимум 29 людям вида Homo heidelbergensis (человек Гейдельбергский), которые жили примерно полмиллиона лет назад и были предками неандертальцев. Ученые исследовали окаменелости и оставшиеся в них фрагменты ДНК. Результаты работы представили в журнале L’Antropologie.

Анализ показал, что у гоминидов, особенно у подростков, были почечная остеодистрофия, рахит и другие болезни, связанные с нехваткой витамина D и не характерные для древних людей. Зато биологи часто встречают их у животных, которые регулярно впадают в спячку.

Авторы исследования — Антонис Барциокас и Хуан Луис Арсуага — предположили, что Homo heidelbergensis уходили зимовать в пещеры и долгое время проводили без солнечного света, тоже впадая при этом в спячку. «Эта идея может показаться безумной, и она достаточно безумна, чтобы быть правдивой», — заявил Барциокас.

Ученые считают, что Homo heidelbergensis пережили один из самых суровых ледниковых периодов за последний миллион лет. Возможно, это заставило гоминидов адаптироваться к новым условиям, и в течение следующих 50 тысяч лет они впадали в спячку каждую зиму. Барциокас добавил, что у других гоминидов не было необходимости в спячке: они жили в более теплом климате или имели постоянный доступ к жирному мясу — оно до сих пор помогает справлять с дефицитом витамина D жителям Крайнего Севера.

Авторы исследования считают, что их подход поможет определить жизненный цикл и физиологию вымерших видов человека. При этом они готовы рассматривать альтернативные гипотезы.

Однако некоторых ученых не убедили доказательства археологов. Например, Меган Брикли из Университета Макмастера в Канаде уверена, что у останков из Сима-де-лос-Уэсоса нет явных признаков рахита, а у дефектов костей могут быть иные причины, которые пока не известны исследователям. При этом другие специалисты не считают саму идею спячки фантастической, поскольку древние люди вполне могли так проводить особо холодные зимы.

Келли Дрю из Университета Аляски Фэрбенкс даже предположила, что возможно вызвать реакцию, похожую на гибернацию, у современных людей. Это может оказаться полезным при лечении некоторых заболеваний, например инсульта, и остановки сердца. «Мы научились выключать “термостат”, который снижает метаболизм и температуру тела», — говорит она.