30.12.2021
79 677

Археологи нашли мраморную статуэтку возрастом 8500 лет

3.7

Крупнейшее в мире неолитическое поселение Чатал-Хююк увеличилось еще на пару кварталов.

Неолитический город Чатал-Хююк после первых раскопок / ©wikipedia.org

Археологи из Анатолийского университета завершили очередной сезон раскопок Чатал-Хююка — удивительного места на юге Анатолии (современная Турция). Результатом стало открытие новых городских площадей (так называемая Восточная терраса), большое количество найденных обсидиановых предметов: наконечники стрел — причем некоторые из них ученые рассматривают как имеющие вотивное (сакральное), а не боевое назначение — и небольшая по размеру, но очень необычная статуя. Сначала вспомним, что представляет собой место раскопок.

В 1958 году группа британских археологов под руководством Джеймса Мелларта начала раскопки на одном из анатолийских холмов. Тогда археология была в большой моде, а Малую Азию не копал только совсем ленивый. Группе Мелларта повезло: они быстро нашли керамику и изделия из обсидиана. Стало ясно, что перед учеными — крупное поселение времен неолита-энеолита. В 1961-м Мелларт организовал уже нормальное, полномасштабное исследование Чатал-Хююка. Самые ранние слои датированы примерно 7400 годом до нашей эры.

Лицо вырезанной из мрамора статуэтки больше напоминает мужское / ©AA

Результат археологи получили ошеломительный. В тот период, когда многие представители нашего виды были рады сухой пещере, на двух холмах в месте, которое потом назовут Малой Азией, какой-то народ построил целый город — ученые предполагают, что в нем проживали не менее 10 тысяч человек. Дома возводили из необожженного кирпича, крыши опирались на деревянные балки. Застройка было плотной — стена к стене. Судя по находкам на крышах, именно они выполняли роль улицы — там проходила общественная жизнь. Город поделен на кварталы: общая стена отделяла примерно 40 домов от других таких же объединений.

В древних слоях археологи обнаружили зерно, кости домашних животных (коз, свиней, овец и — что удивительно — собак), а также останки диких зверей и рыб, рыболовные крючки, сосуды со следами меда. Одно из самых важных открытий — прекрасно вылепленные глиняные сосуды. Для семи тысяч лет до нашей эры — абсолютно удивительная находка.

Причем количество найденной керамики позволяет проследить ее эволюцию: примерно за пять-семь столетий ее начали покрывать глазурью, а потом орнаментировать. Кстати, гончарного круга жители города не знали. Иными словами, там обитали землепашцы, охотники, пчеловоды и самые разные ремесленники.

Археологи раскопали минимум три храма и еще по двум похожим на них объектам продолжается научная дискуссия. Храмы встроены в городские кварталы: это не отдельное строение, а скорее комната для совершения сакральных действий. Стены таких комнат расписаны. Помимо орнаментов, на рисунках присутствуют изображения лучников, танцоров, а также женских фигур, которые ученые считают символом местной Богини-матери. Дело в том, что в поселении нашли огромное количество фигурок тучных женщин, которые Мелларт интерпретировал именно так. В основном статуэтки сделаны из керамики или вырезаны из кости. В этом смысле свежая находка сильно выделяется.

Такие женские фигурки первооткрыватель Чатал-Хююка Джеймс Мелларт связывал с культом Богини-матери / ©wikipedia.org

Во-первых, материал фигурки — мрамор — довольно редкий камень для такой работы. На статуэтке остались видны следы инструмента, которым резали мрамор. Во-вторых, это явно не тучная женская фигура, а скорее лицо мужчины, причем выглядит все так, будто у статуэтки было продолжение (или она служила составной частью какой-либо скульптурной композиции). Редкий материал говорит о том, что фигурка была значима для резчика или для заказчика — вопрос в том, что придавало ей такую ценность. Одно из предположений — перед нами еще одно божество пантеона людей, населявших Чатал-Хююк.

Ученые не знают, почему люди перестали жить в Чатал-Хююке (примерно с 5600 года до нашей эры). Дело в том, что это поселение выглядит крайне странно: в нем не было криминала (нет следов разграблений могил с ценной погребальной утварью), не было казней, убийств (судя по исследованиям останков), не было войн. Имущественное расслоение также особо не заметно. Какое-то идеальное общество коммунистической мечты, где «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Но что заставило этих неолитических коммунистов бросить свой Эдем? Возможно, ответ на этот вопрос дадут дальнейшие раскопки.