Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

Идентифицирован неизвестный класс богатых водой астероидов

Малые планеты берут свое начало на краю нашей Солнечной системы.

Внедрение планетезималей в пояс астероидов во время роста планет и динамической эволюции. Фото: Nature Astronomy (2023). DOI: 10.1038/s41550-023-01898- x / Автор: Дмитрий Жуков

Новые астрономические измерения в инфракрасном диапазоне привели к идентификации доселе неизвестного класса астероидов. Международная исследовательская группа, включающая геологов из Гейдельбергского университета, смогла охарактеризовать эти маленькие планеты с помощью инфракрасной спектроскопии. Они расположены в поясе астероидов между Марсом и Юпитером и, как и карликовая планета Церера, богаты водой. Согласно компьютерным моделям, сложные динамические процессы переместили эти астероиды из внешних областей нашей Солнечной системы в современный пояс астероидов вскоре после их образования.

Карликовая планета Церера с экваториальным диаметром около 900 километров является крупнейшим объектом в поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Многие другие малые планеты также вращаются в этом регионе. «Это остатки строительных материалов, из которых были созданы планеты нашей Солнечной системы четыре с половиной миллиарда лет назад. В этих небольших телах и их фрагментах, метеоритах, мы находим многочисленные реликвии, которые прямо указывают на процесс формирования планет», — объясняет профессор доктор Марио Трилофф из Института наук о Земле Гейдельбергского университета. Текущее исследование показывает, что малые астрономические тела происходят из всех регионов ранней Солнечной системы. С помощью малых тел из внешней части Солнечной системы вода могла попасть на еще растущую Землю в виде астероидов.

Новые инфракрасные спектры были измерены доктором Дриссом Такиром на инфракрасном телескопе НАСА в обсерватории Мауна-Кеа на Гавайях (США). «Астрономические измерения позволяют идентифицировать подобные Церере астероиды диаметром всего 100 километров, которые в настоящее время расположены в замкнутом пространстве между Марсом и Юпитером вблизи орбиты Цереры», — объясняет доктор Такир, астрофизик из Космического центра имени Джонсона НАСА. В то же время инфракрасные спектры подтверждают выводы о химическом и минералогическом составе тел. Как и на Церере, на поверхности обнаруженных астероидов есть минералы, возникшие в результате взаимодействия с жидкой водой.

Небольшие астрономические тела довольно пористые. Высокая пористость — еще одна общая характеристика карликовой планеты Церера, а также указание на то, что горная порода все еще весьма оригинальна. «Вскоре после образования астероидов температуры не были достаточно высокими, чтобы преобразовать их в плотную каменную структуру; они сохранили пористый и примитивный характер, типичный для внешних ледяных планет, расположенных далеко от Солнца», — объясняет доктор Владимир Нойманн, член команды профессора Трилоффа.

Свойства этих церероподобных объектов и их присутствие в относительно узкой зоне внешнего пояса астероидов позволяют предположить, что эти тела впервые образовались в холодном регионе на краю нашей Солнечной системы. Гравитационные нарушения на орбитах больших планет, таких как Юпитер и Сатурн, или «гигантская нестабильность планет» изменили траекторию этих астероидов таким образом, что объекты были «вживлены» в сегодняшний пояс астероидов. Это было продемонстрировано с помощью численных расчетов, выполненных исследователями развития траекторий в ранней Солнечной системе.