Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.
Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Жемчужина былых времен: храм Гарни в Армении
В 4000 километрах от Рима и почти в 2500 километрах от Афин, в отдаленном уголке Южного Кавказа, находится уникальный храм, построенный в греко-римском стиле около 2000 лет назад. Это единственное сохранившееся сооружение подобного рода на территории бывшего Советского Союза. Древний храм, расположенный всего в 30 километрах от Еревана, возвышается на краю скалы, с которой открывается прекрасный вид на хребет Гегамских гор и реку Азат — места, заселенные людьми еще в доисторические времена. Кто и зачем построил здесь храм? Давайте разберемся.
История храма
Исторические свидетельства о сооружении храма Гарни отрывочны и ограничены из-за скудности источниковой базы, однако самой вероятной версией представляется та, согласно которой это сооружение построили во время правления царя Великой Армении Тиридата I (62-88 годы нашей эры), около 70–80 годов нашей эры. Иногда называют 77 год нашей эры. Версия противоречит мнению армянского историка Мовсеса Хоренаци, жившего на рубеже VII–IX веков, который приписывал строительство храма Гарни Тиридату Великому (287–330 годы нашей эры) — первому христианскому царю Армении.
Другие исследователи утверждают, что это был не храм, а скорее бывшая гробница одного из проримских царей Армении, живших во II веке нашей эры. Последний аргумент подкрепляется архитектурным сходством между храмом Гарни и несколькими мавзолеями Малой Азии. Хотя обычно мавзолеи возводили за пределами городских стен, Гарни же построили внутри них.
Согласно самой распространенной версии, которая представляется нам наиболее обоснованной, Тиридат I, основатель династии Аршакидов (52–428 годы нашей эры), построил храм Гарни. История гласит, что в 66 году Тиридат прибыл в Рим для встречи с императором Нероном (54-68 годы нашей эры), который, как пишет Тацит, возложил на голову царя Армении «диадему».
В знак доброй воли Нерон отправил армянского монарха обратно на восток с римскими ремесленниками и щедрой суммой денег, которую вложили в строительство укрепленного города Гарни и его центрального храма — святилища древнего бога солнца Митры.
Тиридат I был искусным дипломатом, набожным зороастрийцем, покровителем искусств и ремесел. Хотя, по мнению римского историка Тацита, Тиридат I интересовался всем римским, более вероятно, что его знакомство и интерес к греко-римской культуре были глубоко укоренены в жизни — учитывая тот факт, что мать царя была гречанкой, а он сам свободно говорил по-гречески. Тацит тоже упоминает храм Гарни, называя его Castellum Gorneae.
Подтверждением этой гипотезы служит надпись на греческом языке, обнаруженная Мартиросом Сарьяном в 1945 году недалеко от Гарни, дающая предположение, что Тиридат I был покровителем и основателем храма. Но существует множество возможных интерпретаций и прочтений этой надписи. Одна из них, приведенная доктором Врежем Нерсисяном, гласит: «О, Гелиос! Тиридат, бесспорный царь Великой Армении, построил храм и неприступную крепость на одиннадцатом году своего правления…» То есть в период с 73 по 77 год.
По одной из самых распространенных версий, храм Гарни был посвящен Митре — популярному на Ближнем Востоке божеству, которое стало богом-покровителем Римской империи в дохристианский период. Имя Митры — синоним греческого Гелиоса, бога солнца. Считается, что культ Митры возник в Индии, развившись в Персии и Армении в зороастрийскую форму в бронзовом и железном веках, откуда попал в Грецию с солдатами армий Александра Македонского в III–II веках до нашей эры.
Там его манихейскую форму включили в греческую концепцию бога Гелиоса. В течение I века нашей эры римские легионы, знакомые с концепцией Гелиоса, познакомились с его более старой версией в Армении и Персии и вернули огненный образ бога в Римскую империю, где он снова эволюционировал.
Митреумы, или святилища Митры, были разбросаны по всей Римской империи — от Британии до Александрии и от Испании до территории современной Венгрии — к III веку нашей эры. Правда, храм Гарни не похож на классический митреум, который зачастую представлял собой прямоугольное помещение с куполообразным потолком под землей.
Территория, окружающая храм Гарни, в древние и средневековые времена служила военной крепостью, где располагался гарнизон. На это указывают ряд фундаментов, датируемых III-IV веками нашей эры, на которых возвышались служебные помещения для размещения царского гарнизона. Территорию окружали циклопические стены, которые первоначально имели толщину в два метра и возвышались на 12-14 метров в высоту. Сегодня от них осталось два-четыре метра тонко обтесанного камня.
Скорее всего, стену достроили в римские времена, камни вдоль нижних слоев стены были впервые заложены в III тысячелетии до нашей эры, а более поздние блоки удерживали на месте железными зажимами и укладывали без раствора — строительная техника, использовавшаяся римлянами. В VII веке арабские захватчики разрушили большую часть стены, но надписи на воротах показывают, что стены восстановили в Х веке.
На территории Гарни находятся многие хачкары (памятные стелы с крестами). Прямо перед храмом из земли поднимается большой камень, найденный во время раскопок в 1954 году, который представляет собой урартскую клинописную надпись VII века до нашей эры, приписываемую царю Аргишти I. Клинопись рассказывает о завоевании области Гарни и порабощении местных жителей: Аргишти I был шестым известным царем Урартской империи, который правил с 785 по 763 год до нашей эры.
Будучи сыном и преемником царя Менуа, он продолжил серию завоеваний, начатых предшественниками. Одержав победу над Ассирией, Аргишти завоевал Сирию и сделал Урарту самым могущественным государством на постхеттском Ближнем Востоке. Правитель также расширил свое царство на север до озера Севан, завоевав большую часть Диаухи и Араратскую долину. Аргишти построил крепость Эребуни (Ереван) в 782 году до нашей эры, а крепость Аргиштихинили (Армавир) — в 776-м.
Примерно в IV веке нашей эры храм окружили римскими банями, построенными из кирпича и армянского туфа (вулканического камня). Они соответствуют традиционной планировке, распространенной в бывшей Римской империи и на Кавказе, и элегантно украшены мозаиками, изображающими мифологические сцены. Рядом располагаются фундамент церкви Святого Сиона, построенной в 659 году по велению католикоса Нерсеса III Строителя, и церковь Маштоц Айрапет XII века. Ее возвели для захоронения католикоса Маштоца Патриарха, который в 876 году, во время арабского нашествия, перевез в Гарни сокровища Кафедрального собора Эчмиадзина.
После того как Армения приняла христианство в начале IV века нашей эры, храм Гарни был спасен благодаря заступничеству принцессы Хосровдухт — сестры царя Тиридата Великого. В то время Тиридат проводил политику по систематическому уничтожению всех древних языческих храмов Армении. Из-за своего стратегического значения территория вокруг Гарни подвергалась многочисленным вторжениям римлян, персов, арабов, византийцев, турок и монголов. Сам храм неоднократно разрушали, а сегодня посетители могут увидеть арабские граффити, датируемые IX-X веками.
Турки-османы совершили набег на окрестности Гарни в 1638 году, во время Османско-Сефевидской войны (1623-1639 годы), уничтожив множество строений, но храм устоял, однако ненадолго.
После катастрофического землетрясения в 1679 году Гарни рухнул и сотни лет пролежал в руинах. Только в конце XIX века археологи начали исследовать это место, и именно востоковед и кавказовед, филолог и историк Николай Марр взял на себя труд собрать и сохранить камни храма в период между 1909-1911 годами — в надежде когда-нибудь восстановить сооружение. И, вот, уже в советское время, были проведены работы под руководством историка архитектуры Александра Сахиняна по восстановлению храма Гарни. Это случилось в 1969-1975 годах.
Архитектура
Гарни — единственный сохранившийся языческий храм в Армении и единственное сооружение классической Античности в стране, дошедшее до наших времен. Храм представляет собой греко-римский периптер (прямоугольное в плане сооружение, со всех четырех сторон окруженное колоннадой) ионического стиля на подиуме высотой в три метра. Гарни имеет 24 ионические колонны высотой 6,54 метра. Шесть расположены в передней и задней частях, а восемь — по бокам. Высота целлы (внутренней части древнеримского храма) составляет около семи метров, длина — восемь метров, ширина — пять.
Поскольку Гарни может вместить только 20-25 человек, многие историки и археологи считают, что первоначально в нем находилась статуя — возможно, бога солнца Митры или Гелиоса. С северной стороны широкая (восемь метров) лестница с девятью ступенями ведет во внутреннее святилище. У входа в него, среди надписей и барельефных фигур, есть арабские надписи, посвященные взятию крепости и превращению храма в мечеть.
Антаблемент уникален и отличается от других эллинистических храмов тем, что фриз (декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты) и архитрав (горизонтальная панель, опирающаяся на ряд опор) нависают над капителями. Резьба сочетает листья аканта с цветами, розетками, виноградом, гранатом и другой флорой, присущей Армении и этому региону.
Шатровая крыша украшена замысловатым орнаментом, нетипичным для стиля, преобладавшего в регионах Западной Римской империи. Декоративная работа часто неразборчива в архитектурных единицах — это одна из причин, по которой храм считают одним из лучших образцов греко-римского стиля, сродни храмам в Ниме, Минервы Медики в Риме, Аполлона в Сагаласе, Митры в Кремне и Асклепия в Пергаме.
Равновесие элегантной пропорциональности придает Гарни одновременно ощущение силы и гармонии. Храм великолепно оформлен в имперском римском стиле, однако архитектурные элементы предлагают особые вариации, которые можно распознать в определенных скульптурных мотивах, в частности отражающих достопримечательности сооружения.
Капители кажутся одинаковыми, но ни одна из них в точности не идентична другой. На фризах преобладают листья аканта, которые иногда смешиваются с лаврами, дубовыми листьями и гранатовыми деревьями.
Храм Гарни в наши дни
В «доковидные» дни храм Гарни ежегодно принимал около 136 тысяч посетителей, немалую долю туристов составляли иностранцы, которые буквально открывали рот при виде прекрасно сохранившегося и реконструированного храма I века нашей эры. Особенно великолепно храм выглядит зимой на фоне заснеженных гор.
Независимо от того, как посетители решат познакомиться с Гарни сегодня — как с первобытным святилищем языческих богов или просто загадочным археологическим объектом, — это древнее сооружение с его множеством невыразимых тайн, несомненно, подстегнет воображение каждого.
На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.
Считается, что для профилактики деменции и других когнитивных нарушений лучше потреблять меньше жиров. Ученые из Швеции выяснили обратное: потребление молочных продуктов с высоким содержанием жира связано со снижением рисков этой патологии.
По недавно выдвинутой гипотезе, развитые инопланетные сообщества остаются незаметными в течение практически всего периода существования и по-настоящему выдают себя лишь в самом конце своей истории — когда они гибнут.
На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.
Акведуки, дороги, бани и города, которые римляне построили на оккупированных территориях, часто воспринимаются историками как символ прогресса. Но археологические раскопки, проведенные учеными из Великобритании, открыли обратную, мрачную сторону этого «развития». Оказалось, римское владычество на несколько поколений подорвало здоровье местного населения, особенно тех, кто жил в административных центрах. Исследователи увидели эту печальную картину в костях наиболее уязвимых групп населения — женщин и детей, которые первыми реагируют на ухудшение условий жизни.
Задолго до достижения ближайшей к Солнцу точки 3I/ATLAS начала испускать стабильный узконаправленный поток газа из определенной области на своей поверхности — рядом с одним из полюсов кометы. Ранее такие струи не раз наблюдали на кометах, в том числе на первой межзвездной комете Борисова, но еще никогда не видели столь стабильного и долгоживущего джета.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно












Последние комментарии