• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку

Этот пост добавлен пользователем в раздел «Сообщество». Как это сделать — читайте в нашем гайде.

Жемчужина былых времен: храм Гарни в Армении

В 4000 километрах от Рима и почти в 2500 километрах от Афин, в отдаленном уголке Южного Кавказа, находится уникальный храм, построенный в греко-римском стиле около 2000 лет назад. Это единственное сохранившееся сооружение подобного рода на территории бывшего Советского Союза. Древний храм, расположенный всего в 30 километрах от Еревана, возвышается на краю скалы, с которой открывается прекрасный вид на хребет Гегамских гор и реку Азат — места, заселенные людьми еще в доисторические времена. Кто и зачем построил здесь храм? Давайте разберемся.

©vk.com/dr_rr

История храма

Исторические свидетельства о сооружении храма Гарни отрывочны и ограничены из-за скудности источниковой базы, однако самой вероятной версией представляется та, согласно которой это сооружение построили во время правления царя Великой Армении Тиридата I (62-88 годы нашей эры), около 70–80 годов нашей эры. Иногда называют 77 год нашей эры. Версия противоречит мнению армянского историка Мовсеса Хоренаци, жившего на рубеже VII–IX веков, который приписывал строительство храма Гарни Тиридату Великому (287–330 годы нашей эры) — первому христианскому царю Армении.

Другие исследователи утверждают, что это был не храм, а скорее бывшая гробница одного из проримских царей Армении, живших во II веке нашей эры. Последний аргумент подкрепляется архитектурным сходством между храмом Гарни и несколькими мавзолеями Малой Азии. Хотя обычно мавзолеи возводили за пределами городских стен, Гарни же построили внутри них.

©vk.com/dr_rr

Согласно самой распространенной версии, которая представляется нам наиболее обоснованной, Тиридат I, основатель династии Аршакидов (52–428 годы нашей эры), построил храм Гарни. История гласит, что в 66 году Тиридат прибыл в Рим для встречи с императором Нероном (54-68 годы нашей эры), который, как пишет Тацит, возложил на голову царя Армении «диадему».

В знак доброй воли Нерон отправил армянского монарха обратно на восток с римскими ремесленниками и щедрой суммой денег, которую вложили в строительство укрепленного города Гарни и его центрального храма — святилища древнего бога солнца Митры.

Тиридат I был искусным дипломатом, набожным зороастрийцем, покровителем искусств и ремесел. Хотя, по мнению римского историка Тацита, Тиридат I интересовался всем римским, более вероятно, что его знакомство и интерес к греко-римской культуре были глубоко укоренены в жизни — учитывая тот факт, что мать царя была гречанкой, а он сам свободно говорил по-гречески. Тацит тоже упоминает храм Гарни, называя его Castellum Gorneae.

Мавзолей Луция Эмилия Лупа в Испании/©vk.com/dr_rr

Подтверждением этой гипотезы служит надпись на греческом языке, обнаруженная Мартиросом Сарьяном в 1945 году недалеко от Гарни, дающая предположение, что Тиридат I был покровителем и основателем храма. Но существует множество возможных интерпретаций и прочтений этой надписи. Одна из них, приведенная доктором Врежем Нерсисяном, гласит: «О, Гелиос! Тиридат, бесспорный царь Великой Армении, построил храм и неприступную крепость на одиннадцатом году своего правления…» То есть в период с 73 по 77 год.

По одной из самых распространенных версий, храм Гарни был посвящен Митре — популярному на Ближнем Востоке божеству, которое стало богом-покровителем Римской империи в дохристианский период. Имя Митры — синоним греческого Гелиоса, бога солнца. Считается, что культ Митры возник в Индии, развившись в Персии и Армении в зороастрийскую форму в бронзовом и железном веках, откуда попал в Грецию с солдатами армий Александра Македонского в III–II веках до нашей эры.

Реконструкция мавзолея в Галикарнасе/©vk.com/dr_rr

Там его манихейскую форму включили в греческую концепцию бога Гелиоса. В течение I века нашей эры римские легионы, знакомые с концепцией Гелиоса, познакомились с его более старой версией в Армении и Персии и вернули огненный образ бога в Римскую империю, где он снова эволюционировал.

Митреумы, или святилища Митры, были разбросаны по всей Римской империи — от Британии до Александрии и от Испании до территории современной Венгрии — к III веку нашей эры. Правда, храм Гарни не похож на классический митреум, который зачастую представлял собой прямоугольное помещение с куполообразным потолком под землей.

Бог Митра закалывает быка/©vk.com/dr_rr

Территория, окружающая храм Гарни, в древние и средневековые времена служила военной крепостью, где располагался гарнизон. На это указывают ряд фундаментов, датируемых III-IV веками нашей эры, на которых возвышались служебные помещения для размещения царского гарнизона. Территорию окружали циклопические стены, которые первоначально имели толщину в два метра и возвышались на 12-14 метров в высоту. Сегодня от них осталось два-четыре метра тонко обтесанного камня.

Скорее всего, стену достроили в римские времена, камни вдоль нижних слоев стены были впервые заложены в III тысячелетии до нашей эры, а более поздние блоки удерживали на месте железными зажимами и укладывали без раствора — строительная техника, использовавшаяся римлянами. В VII веке арабские захватчики разрушили большую часть стены, но надписи на воротах показывают, что стены восстановили в Х веке.

На территории Гарни находятся многие хачкары (памятные стелы с крестами). Прямо перед храмом из земли поднимается большой камень, найденный во время раскопок в 1954 году, который представляет собой урартскую клинописную надпись VII века до нашей эры, приписываемую царю Аргишти I. Клинопись рассказывает о завоевании области Гарни и порабощении местных жителей: Аргишти I был шестым известным царем Урартской империи, который правил с 785 по 763 год до нашей эры.

Будучи сыном и преемником царя Менуа, он продолжил серию завоеваний, начатых предшественниками. Одержав победу над Ассирией, Аргишти завоевал Сирию и сделал Урарту самым могущественным государством на постхеттском Ближнем Востоке. Правитель также расширил свое царство на север до озера Севан, завоевав большую часть Диаухи и Араратскую долину. Аргишти построил крепость Эребуни (Ереван) в 782 году до нашей эры, а крепость Аргиштихинили (Армавир) — в 776-м.

Урарту во время правления Аргишти I/©vk.com/dr_rr

Примерно в IV веке нашей эры храм окружили римскими банями, построенными из кирпича и армянского туфа (вулканического камня). Они соответствуют традиционной планировке, распространенной в бывшей Римской империи и на Кавказе, и элегантно украшены мозаиками, изображающими мифологические сцены. Рядом располагаются фундамент церкви Святого Сиона, построенной в 659 году по велению католикоса Нерсеса III Строителя, и церковь Маштоц Айрапет XII века. Ее возвели для захоронения католикоса Маштоца Патриарха, который в 876 году, во время арабского нашествия, перевез в Гарни сокровища Кафедрального собора Эчмиадзина.

После того как Армения приняла христианство в начале IV века нашей эры, храм Гарни был спасен благодаря заступничеству принцессы Хосровдухт — сестры царя Тиридата Великого. В то время Тиридат проводил политику по систематическому уничтожению всех древних языческих храмов Армении. Из-за своего стратегического значения территория вокруг Гарни подвергалась многочисленным вторжениям римлян, персов, арабов, византийцев, турок и монголов. Сам храм неоднократно разрушали, а сегодня посетители могут увидеть арабские граффити, датируемые IX-X веками.

Турки-османы совершили набег на окрестности Гарни в 1638 году, во время Османско-Сефевидской войны (1623-1639 годы), уничтожив множество строений, но храм устоял, однако ненадолго.

Руины храма Гарни в начале ХХ века/©vk.com/dr_rr

После катастрофического землетрясения в 1679 году Гарни рухнул и сотни лет пролежал в руинах. Только в конце XIX века археологи начали исследовать это место, и именно востоковед и кавказовед, филолог и историк Николай Марр взял на себя труд собрать и сохранить камни храма в период между 1909-1911 годами — в надежде когда-нибудь восстановить сооружение. И, вот, уже в советское время, были проведены работы под руководством историка архитектуры Александра Сахиняна по восстановлению храма Гарни. Это случилось в 1969-1975 годах.

Архитектура

Гарни — единственный сохранившийся языческий храм в Армении и единственное сооружение классической Античности в стране, дошедшее до наших времен. Храм представляет собой греко-римский периптер (прямоугольное в плане сооружение, со всех четырех сторон окруженное колоннадой) ионического стиля на подиуме высотой в три метра. Гарни имеет 24 ионические колонны высотой 6,54 метра. Шесть расположены в передней и задней частях, а восемь — по бокам. Высота целлы (внутренней части древнеримского храма) составляет около семи метров, длина — восемь метров, ширина — пять.

Поскольку Гарни может вместить только 20-25 человек, многие историки и археологи считают, что первоначально в нем находилась статуя — возможно, бога солнца Митры или Гелиоса. С северной стороны широкая (восемь метров) лестница с девятью ступенями ведет во внутреннее святилище. У входа в него, среди надписей и барельефных фигур, есть арабские надписи, посвященные взятию крепости и превращению храма в мечеть.

Храм Грани, вид сбоку/©vk.com/dr_rr

Антаблемент уникален и отличается от других эллинистических храмов тем, что фриз (декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты) и архитрав (горизонтальная панель, опирающаяся на ряд опор) нависают над капителями. Резьба сочетает листья аканта с цветами, розетками, виноградом, гранатом и другой флорой, присущей Армении и этому региону.

Шатровая крыша украшена замысловатым орнаментом, нетипичным для стиля, преобладавшего в регионах Западной Римской империи. Декоративная работа часто неразборчива в архитектурных единицах — это одна из причин, по которой храм считают одним из лучших образцов греко-римского стиля, сродни храмам в Ниме, Минервы Медики в Риме, Аполлона в Сагаласе, Митры в Кремне и Асклепия в Пергаме.

Фриз и архитрав/©vk.com/dr_rr

Равновесие элегантной пропорциональности придает Гарни одновременно ощущение силы и гармонии. Храм великолепно оформлен в имперском римском стиле, однако архитектурные элементы предлагают особые вариации, которые можно распознать в определенных скульптурных мотивах, в частности отражающих достопримечательности сооружения.

Капитель Храма Гарни/©vk.com/dr_rr

Капители кажутся одинаковыми, но ни одна из них в точности не идентична другой. На фризах преобладают листья аканта, которые иногда смешиваются с лаврами, дубовыми листьями и гранатовыми деревьями.

Храм Гарни в наши дни

В «доковидные» дни храм Гарни ежегодно принимал около 136 тысяч посетителей, немалую долю туристов составляли иностранцы, которые буквально открывали рот при виде прекрасно сохранившегося и реконструированного храма I века нашей эры. Особенно великолепно храм выглядит зимой на фоне заснеженных гор.

Храм зимой/©vk.com/dr_rr
Подсветка храма вечером/©vk.com/dr_rr

Независимо от того, как посетители решат познакомиться с Гарни сегодня — как с первобытным святилищем языческих богов или просто загадочным археологическим объектом, — это древнее сооружение с его множеством невыразимых тайн, несомненно, подстегнет воображение каждого.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK

Комментарии

Написать комментарий

Вчера, 11:40
Александр Березин

Открытие может иметь значение как для изучения истории Красной планеты, так и для ее будущего освоения.

Позавчера, 10:05
Ольга Иванова

Шутка о том, что женщины не полнеют, а «расширяют территорию обожания для мужчин», наверняка пришлась бы по вкусу нашим палеолитическим предкам. Недаром же они изготавливали статуэтки очень корпулентных дам. Зачем они это делали и почему некоторые из этих скульптур выражали идею «травести», сочетая в себе мужские и женские половые признаки? Naked Science задал эти вопросы старшему научному сотруднику отдела археологии каменного века Института археологии РАН, кандидату исторических наук Константину Гаврилову.

Вчера, 13:42
Василий Парфенов

Сложившаяся нынче в космонавтике ситуация интересным образом резонирует с происходившим полвека назад, когда человечество достигло невероятного — шагнуло на Луну. Участники новой космической гонки не так сильно мотивированы, да и ставки ниже, но за этим почти дружеским соревнованием наблюдать все равно интересно. Освоение космоса за пределами низкой околоземной орбиты снова стало престижной целью. Naked Science разбирается, какие шансы на ее достижение есть у российской космонавтики и почему так важно стремиться к Луне.

28 июня
Мария Азарова

Также «на всякий случай» госкорпорация по космической деятельности опубликовала координаты этих «центров» в разных странах.

27 июня
Василий Парфенов

Самцы млекопитающих, в отличие от женских особей, вырабатывают половые клетки практически всю жизнь с момента полового созревания. Нарушения сперматогенеза — один из ключевых факторов мужского бесплодия. Подробное исследование его механизмов потенциально способно улучшить жизни миллионов людей. В США ученые обнаружили ранее неизвестное свойство малоизученного энзима, благодаря которому он оказался незаменим для выработки спермы.

26 июня
Мария Азарова

Эсминец, «который сражался, словно линкор» и затонул во время боя между американцами и японцами осенью 1944 года, покоится на глубине 6895 метров в Тихом океане.

24 июня
Александр Березин

Новое видео из зоны боевых действий показывает работу систем HIMARS — колесных пусковых установок реактивной артиллерии американского производства. Впрочем, по ряду причин они не смогут оказать заметное влияние на боевые действия. Несмотря на это, их применение может привести к серьезной эскалации конфликта в ином плане.

28 июня
Мария Азарова

Также «на всякий случай» госкорпорация по космической деятельности опубликовала координаты этих «центров» в разных странах.

7 июня
Мария Азарова

Ранее научный руководитель Института космических исследований РАН Лев Зеленый высказал опасение, что одностороннее решение включить телескоп eROSITA на обсерватории «Спектр-РГ» не самым лучшим образом повлияет на имидж России и ее ученых за рубежом.

[miniorange_social_login]
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно