12.06.2015
Редакция Naked Science
7 633

Неопознанные плавающие объекты

4.0

Bloop, пятидесятидвухгерцевый кит, квакер - все это ктулху, неопознанные плавающие объекты океана.

страшный осьминог

Bloop

И если свидетельства о некоем «стоне» Земли кажутся не такими уж достоверными, то низкочастотный звук из недр океана несколько раз был зафиксирован Национальным управлением океанических и атмосферных исследований (NOAA) летом 1997 года. Звук назвали bloop (англ. «завывание, рев»). Географические координаты звука – 50 градусов ю.ш. и 100 градусов з.д. (к юго-западу от Южной Америки). Общий характер звука позволил выдвинуть предположение о том, что его источник – живое существо. Науке такое создание, впрочем, неизвестно. Поскольку, если исходить из расстояния, пройденного звуком, существо должно быть просто гигантского размера. Гораздо больше синего кита – самого большого животного, ныне живущего на планете. Еще вариант: это могут быть скопления больших животных, например, гигантских кальмаров. Научное сообщество, правда, вследствие недоказуемости этих версий довольно быстро отказалось от них в пользу более вероятного сотрясения ледяных полей или скребущих по дну айсбергов.

Любопытный факт: координаты «блупа» находятся приблизительно в 2 тыс. км от того самого места, которое американский писатель-фантаст Говард Лавкрафт назвал подводным обиталищем Ктулху.

Спектограмма звука Bloop / ©Flickr

Квакер

Нечто похожее фиксируют иногда и эхолокационные установки морских судов. Первые описанные случаи относятся к 1970-м годам. Пик сообщений о низкочастотных звуковых колебаниях (многие из которых схожи с кваканьем лягушки – отсюда и название) пришелся на 1975-1980-е годы. А вот после 1990 года никто «квакера» не слышал. По крайней мере, нет ни одного официально зарегистрированного случая.

Гигантский глубоководный кальмар / ©Flickr

Это связывают с завершением холодной войны между СССР и Западом, которое привело к ослаблению морской разведки. А ведь квакера впервые «засек» не кто-нибудь, а именно ВМС СССР, выдвинувшие предположение, что противник развернул систему глобальной пеленгации морских судов. Вследствие чего «осью зла» была якобы даже организована программа «Квакер», занимавшаяся исследованием этой проблемы до 1980-х годов. После этого она будто бы была свернута и отправлена в архивы под грифом «Секретно».

И вновь одна из версий источника странных звуков сводилась к существованию некоего огромного животного, неизвестного, скорее всего, науке, или даже вымерших животных вроде базилозавров (древних гигантских китов, живших 45-36 млн лет назад). Другие исследователи, впрочем, утверждали, что звуки издают те же гигантские кальмары либо некоторые виды китообразных, которые, как известно, отлично используют гидроакустику.

Базилозавр / ©Flickr

Пятидесятидвухгерцевый кит

Еще один НПО. Вернее, опознанный, но не пойманный. Так называют некую особь неизвестного вида кита, которую регулярно отслеживают в различных частях океана с 1980-х годов. Название кита происходит от его крайне необычного пения на частоте 52 Гц – ниже, чем самая низкая нота на тубе. Это гораздо большая частота, чем у синего кита (15-20 Гц) или второго по величине животного планеты – финвала, близкого родственника синего кита (20 Гц). Ни у одного из китообразных такого пения не зафиксировано, поэтому неуловимое животное даже прозвали самым одиноким китом в мире.

Синий кит / ©Flickr

Анализ звука позволяет установить, что песня вроде бы однозначно издается китом, но кто он – загадка по сей день. Маршруты его движения не имеют отношения к наличию на его пути или перемещению других видов китов. Животное обнаруживают в Тихом океане ежегодно с августа по декабрь, из диапазона гидрофонов он выходит в январе-феврале. Кит плывет на север до Алеутских островов и Кадьякского архипелага на юг до побережья Калифорнии, преодолевая от 30 до 70 км в день. Зафиксированное расстояние, которое прошел кит за сезон, колебалось от 708 до 11 062 км (данные за 2002-2003 годы).

Спектограмма пения “самого одинокого кита в мире” / ©Flickr

Ученые предполагают, что кит может быть мутантом или гибридом синего кита и другого вида, и действительно является самым одиноким китом на планете, поскольку существует в буквальном смысле в одном экземпляре.