• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
11.04.2013
Редакция Naked Science
2
6 463

Легенда о «Хаббакуке»: несбывшаяся мечта гигантского авианосца

3.9

Во время вооруженных конфликтов можно наблюдать в том числе и значительный технический прогресс. Стремление к победе дает невероятный стимул к созданию порой безумных изобретений. Вторая мировая война не стала исключением. О некоторых ее изобретениях многие даже не слышали. Взять хотя бы взрывающихся крыс – идея британцев, наделавшая много шума среди германских нацистов, или советских «противотанковых» собак-самоубийц, вызвавших у немецких солдат нелюбовь ко всем собакам. Технические творения, созданные в начале 40-х годов XX века, можно перечислять долго: железнодорожные пушки «Дора» и «Густав», игрушки Хобарта, радиоуправляемая планирующая бомба Henschel HS 293.

авианосец хаббакук
©Wikipedia

Но есть такие проекты, которые стали легендой, несмотря на то, что им даже не довелось поучаствовать в боях. Речь идет об изобретении англичанина Джеффри Пайка, которое так и не удалось воплотить в жизнь, – гигантском ледяном авианосце «Хаббакук».

Спасительная идея гигантского военного авианосца

©unionvgf.com

Проект «Хаббакук» зародился в годы Второй мировой войны. Фашистская армия фактически блокировала Великобританию, отрезав ее от всего остального мира. Германские субмарины перехватывали атлантические конвои кораблей, которые подвозили нужные припасы к острову, с помощью подводных лодок. Самолеты могли сопровождать корабли только до середины Атлантического океана. К осени 1942 года потери выросли настолько, что Британские острова оказались на грани голода.  Именно в это время появилась спасительная идея создания корабля-авианосца изо льда и древесных опилок. Автором проекта гигантского ледяного авианосца «Хаббакук» принято считать британского инженера и ученого Джеффри Пайка. 

Безумный гений Джеффри Пайк

©over-blog.com

Лондонская газета «Таймс» когда-то назвала Пайка одной из самых ярких и неординарных фигур в новейшей истории Великобритании. И он поистине заслужил эту славу. Когда грянула Первая мировая, юный Пайк бросил престижный Кембридж и с фальшивым паспортом проник в Германию, откуда на свой страх и риск собирался отсылать в Лондон разведдонесения. Уже через неделю шпиона-любителя арестовали и упрятали в расстрельный блок берлинской тюрьмы Рулебен. Там он едва не умер от пневмонии, но сумел совершить фантастический побег и вернуться на родину. Он буквально фонтанировал идеями. Мысль о создании гигантского авианосца изо льда, по одной из версий, пришла ему в голову на больничной койке в психиатрической больнице. Изобретатель отправил свою идею лорду Луи Маунтбеттену – штабному руководителю комбинированных операций. Маунтбеттен был впечатлен необычным проектом Пайка и решил, что его идея нуждается в разработке.

Ледяному «пророку» дали путевку в жизнь

©flickr.com

Название этому проекту Джеффри Пайк дал в честь пророка Аввакума. Также Хаббакуком называют божество криннского пантеона – доброго бога моря и живой природы. Материал, из которого планировалось построить «Хаббакук», был назван в честь его изобретателя – «пайкерит» и состоял из смеси 86% льда и 14% древесных опилок. 

Планировалось построить проектное судно длиной 600 м, шириной 90 м и высотой 200 м. Он должен был обеспечить базирование не менее чем 500 самолетов. Его корпус должен был иметь толщину более 12 метров, что делало бы его неуязвимым для снарядов и торпед. Внутри авианосца было предусмотрено громадное пространство из ангара и жилых помещений для 3590 моряков и летчиков. Двигаться «Проект Аввакум» должен был благодаря 26 моторным гондолам, вмороженным в борта. При этом максимальная скорость бы составила 7 узлов.

По расчетам канадских инженеров, на постройку корабля предполагалось затратить 300 тыс. тонн древесных стружек, 25 тыс. тонн огнеупорных веществ, 35 тыс. тонн древесины и 10 тыс. тонн стали. Расчетная цена – всего лишь около 700 тыс. фунтов. Согласно предположениям канадцев, корабль мог бы быть полностью готов к 1944 году.

Конец проекта «Хаббакук»

Авианосец Habakkuk в представлении художника. Допущены некоторые вольности: корпус построен изо льда, а не из пайкрита, а размеры позволяют обеспечивать взлет тяжелых бомбардировщиков. / amusingplanet.com

В феврале 1943 года началось строительство 19-метрового прототипа корабля на канадском озере Патриция, а в августе 1943 года он уже был представлен союзникам. Осенью 1943 года было выбрано место его сборки – залив Айленд на западе канадского Ньюфаундленда.

Однако внезапно эпопея с «ледяным пророком» закончилась. Поздней осенью 1943 года американцы ввели в эксплуатацию стратегическую авиабазу в исландском Кеблавике, которая полностью изменила расстановку сил в Северной Атлантике. В это же время у союзников появились новые самолеты дальнего радиуса действия, способные контролировать пространство от Ла-Манша до экватора, а боевые корабли стали оснащать противолодочными сонарами и радарами. Гигантский «Хаббакук» стал просто не нужен.

В итоге в декабре 1943 года «Проект Аввакум» был отменен. Интересно, что 19-метровый прототип корабля в Канаде таял на протяжении трех лет. На озере Патриция стоит памятная доска об испытаниях столь экстравагантного проекта.  

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

Вчера, 13:05
Ольга Иванова

Новые автомобили известных брендов, купленные за последние несколько лет, оказались в два раза менее качественными, чем те, что были приобретены в 2010 году. И в будущем ситуация будет только хуже. К такому выводу пришли исследователи из США, которые также оценили марки машин по их надежности, составив рейтинг — от более к менее качественным автомобилям.

Вчера, 19:23
Полина

Распространено мнение, что, чтобы справиться с гневом, необходимо дать волю негативным эмоциям. Исследователи из США доказали, что такой метод не позволяет снизить уровень агрессии.

Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

Позавчера, 08:39
Михаил Орлов

Глобальные изменения климата сказываются как на природе, так и на населении Земли. Среди последствий потепления — волны жары и увеличение числа жарких дней, которые напрямую влияют на здоровье людей и повседневную жизнь. Российские ученые из Высшей школы экономики и Института географии РАН спрогнозировали, как летний зной будет влиять на жителей России в ближайшие десятилетия. Они назвали регионы РФ, которые могут пострадать от жары сильнее всего, и выявили ведущие факторы таких изменений.

15 марта
Юлия Трепалина

Рассмотрев опыт ферм по выращиванию крупных питонов в Азии, ученые пришли к выводу, что это один из эффективных, но в то же время наименее вредных для экологии видов животноводства. По мнению исследователей, людям стоит всерьез задуматься о его внедрении в массовых масштабах.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

[miniorange_social_login]

Комментарии

2 Комментария

bernd lauert
02.07.2022
-
0
+
Интересно ещё почему из бетона не строили корабли? Казалось бы, супер быстро и просто.
    Лев
    02.07.2022
    -
    3
    +
    Из железобетона строили самые разные корабли, а в третьей четверти прошлого века этот материал был довольно популярен даже при сооружении парусных и моторных яхт. Найдите подшивку журнала "Катера и яхты" за соответствующие годы и вы узнаете много любопытного про такую экзотику...
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: