Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Легенда о «Хаббакуке»: несбывшаяся мечта гигантского авианосца
Во время вооруженных конфликтов можно наблюдать в том числе и значительный технический прогресс. Стремление к победе дает невероятный стимул к созданию порой безумных изобретений. Вторая мировая война не стала исключением. О некоторых ее изобретениях многие даже не слышали. Взять хотя бы взрывающихся крыс – идея британцев, наделавшая много шума среди германских нацистов, или советских «противотанковых» собак-самоубийц, вызвавших у немецких солдат нелюбовь ко всем собакам. Технические творения, созданные в начале 40-х годов XX века, можно перечислять долго: железнодорожные пушки «Дора» и «Густав», игрушки Хобарта, радиоуправляемая планирующая бомба Henschel HS 293.
Но есть такие проекты, которые стали легендой, несмотря на то, что им даже не довелось поучаствовать в боях. Речь идет об изобретении англичанина Джеффри Пайка, которое так и не удалось воплотить в жизнь, – гигантском ледяном авианосце «Хаббакук».
Спасительная идея гигантского военного авианосца

Проект «Хаббакук» зародился в годы Второй мировой войны. Фашистская армия фактически блокировала Великобританию, отрезав ее от всего остального мира. Германские субмарины перехватывали атлантические конвои кораблей, которые подвозили нужные припасы к острову, с помощью подводных лодок. Самолеты могли сопровождать корабли только до середины Атлантического океана. К осени 1942 года потери выросли настолько, что Британские острова оказались на грани голода. Именно в это время появилась спасительная идея создания корабля-авианосца изо льда и древесных опилок. Автором проекта гигантского ледяного авианосца «Хаббакук» принято считать британского инженера и ученого Джеффри Пайка.
Безумный гений Джеффри Пайк

Лондонская газета «Таймс» когда-то назвала Пайка одной из самых ярких и неординарных фигур в новейшей истории Великобритании. И он поистине заслужил эту славу. Когда грянула Первая мировая, юный Пайк бросил престижный Кембридж и с фальшивым паспортом проник в Германию, откуда на свой страх и риск собирался отсылать в Лондон разведдонесения. Уже через неделю шпиона-любителя арестовали и упрятали в расстрельный блок берлинской тюрьмы Рулебен. Там он едва не умер от пневмонии, но сумел совершить фантастический побег и вернуться на родину. Он буквально фонтанировал идеями. Мысль о создании гигантского авианосца изо льда, по одной из версий, пришла ему в голову на больничной койке в психиатрической больнице. Изобретатель отправил свою идею лорду Луи Маунтбеттену – штабному руководителю комбинированных операций. Маунтбеттен был впечатлен необычным проектом Пайка и решил, что его идея нуждается в разработке.
Ледяному «пророку» дали путевку в жизнь

Название этому проекту Джеффри Пайк дал в честь пророка Аввакума. Также Хаббакуком называют божество криннского пантеона – доброго бога моря и живой природы. Материал, из которого планировалось построить «Хаббакук», был назван в честь его изобретателя – «пайкерит» и состоял из смеси 86% льда и 14% древесных опилок.
Планировалось построить проектное судно длиной 600 м, шириной 90 м и высотой 200 м. Он должен был обеспечить базирование не менее чем 500 самолетов. Его корпус должен был иметь толщину более 12 метров, что делало бы его неуязвимым для снарядов и торпед. Внутри авианосца было предусмотрено громадное пространство из ангара и жилых помещений для 3590 моряков и летчиков. Двигаться «Проект Аввакум» должен был благодаря 26 моторным гондолам, вмороженным в борта. При этом максимальная скорость бы составила 7 узлов.
По расчетам канадских инженеров, на постройку корабля предполагалось затратить 300 тыс. тонн древесных стружек, 25 тыс. тонн огнеупорных веществ, 35 тыс. тонн древесины и 10 тыс. тонн стали. Расчетная цена – всего лишь около 700 тыс. фунтов. Согласно предположениям канадцев, корабль мог бы быть полностью готов к 1944 году.
Конец проекта «Хаббакук»

В феврале 1943 года началось строительство 19-метрового прототипа корабля на канадском озере Патриция, а в августе 1943 года он уже был представлен союзникам. Осенью 1943 года было выбрано место его сборки – залив Айленд на западе канадского Ньюфаундленда.
Однако внезапно эпопея с «ледяным пророком» закончилась. Поздней осенью 1943 года американцы ввели в эксплуатацию стратегическую авиабазу в исландском Кеблавике, которая полностью изменила расстановку сил в Северной Атлантике. В это же время у союзников появились новые самолеты дальнего радиуса действия, способные контролировать пространство от Ла-Манша до экватора, а боевые корабли стали оснащать противолодочными сонарами и радарами. Гигантский «Хаббакук» стал просто не нужен.
В итоге в декабре 1943 года «Проект Аввакум» был отменен. Интересно, что 19-метровый прототип корабля в Канаде таял на протяжении трех лет. На озере Патриция стоит памятная доска об испытаниях столь экстравагантного проекта.
Ученые из МФТИ разработали и предложили новую систему единиц для электродинамики, способную примирить два главенствующих, но исторически несовместимых подхода. Эта компромиссная система, названная авторами физико-технической (ФТ), сохраняет практическое удобство Международной системы единиц (СИ), используемой инженерами по всему миру, и в то же время отражает теоретическую стройность и симметрию гауссовой системы (СГС), предпочитаемой физиками-теоретиками.
Ученые из коллаборации LIGO, VIRGO и KAGRA впервые зафиксировали гравитационно-волновые события, указывающие на существование черных дыр второго поколения — «потомков» предыдущих слияний. Открытие позволит понять, как именно во Вселенной рождаются сверхмассивные черные дыры.
Эксперимент, устроенный в морском аквариуме в Лос-Анджелесе, продемонстрировал, что акулы и скаты, принадлежащие к пластиножаберным рыбам, могут обладать более высоким уровнем интеллекта. Значит, им необходима обогащенная среда обитания при содержании в неволе.
Ученые из МФТИ разработали и предложили новую систему единиц для электродинамики, способную примирить два главенствующих, но исторически несовместимых подхода. Эта компромиссная система, названная авторами физико-технической (ФТ), сохраняет практическое удобство Международной системы единиц (СИ), используемой инженерами по всему миру, и в то же время отражает теоретическую стройность и симметрию гауссовой системы (СГС), предпочитаемой физиками-теоретиками.
Исследователи объяснили, как цивилизация майя добивалась высокой точности в предсказании солнечных затмений на протяжении столетий. Для коррекции накапливающихся астрономических неточностей они использовали сложную систему пересекающихся календарных таблиц.
В последние годы содержание кошек дома без возможности свободного выгула все чаще преподносят как идеальную модель, которая ограждает дикую фауну от нападений и обеспечивает благополучие самих питомцев. Подобные утверждения в разных частях мира звучат от некоторых защитников природы и представителей властей. Однако группа ветеринаров из Австралии и Дании недавно раскритиковала такой подход. Ученые не спорят с тем, что кошки влияют на уязвимые экосистемы и что ограничение их свободы — действенная мера по смягчению этого эффекта. Тем не менее исследователи настаивают, что жизнь в изоляции для питомцев совсем не благо. Заявляющие обратное как минимум ошибаются, а в худшем случае намеренно вводят общественность в заблуждение.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
Экспедиционное судно «Эндьюранс» более века называли самым прочным деревянным судном, когда-либо построенным человеком. Но находка, сделанная на дне моря, и изучение старых писем раскрыли неприятную правду. Легендарный «Эндьюранс» Шеклтона вовсе не был непобедимым левиафаном. Напротив, он имел фатальные недостатки, а капитан знал об этом еще до того, как ушел в роковое плавание к берегам Антарктиды.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии