21.02.2018
Редакция Naked Science
2 044

В центре самой далекой гиперновой обнаружили магнетар

Открытая два года назад гиперновая из галактики в 10,5 млрд световых лет от Земли содержит в центре бешено вращающуюся нейтронную звезду с очень сильным магнитным полем - магнетар, сообщают ученые.

hypernova

Международная группа астрономов подтвердила открытие самой удаленной от Земли из известных на сегодняшний день сверхновых. Массивная звезда DES16C2nm взорвалась 10,5 миллиардов лет назад, когда возраст Вселенной составлял только четверть от сегодняшнего.

Звезду DES16C2nm обнаружили в рамках международного исследования The Dark Energy Survey, участники которого занимаются изучением расширения Вселенной, в том числе создают карту наблюдаемой Вселенной, на которую уже нанесены сотни миллионов галактик. Изучая динамику взаимного расположения галактик, участники The Dark Energy Survey ищут новые сведения о темной энергии – гипотетического вида энергии, который, в теории, способствует расширению Вселенной.

Сверхновыми называют взрывы массивных звезд, которыми заканчивается их жизненный цикл. Взрыв звезды DES16C2nm относят к гиперновым, или сверхъярким сверхновым (SLSN). О гиперновых до сих пор известно не очень много: не ясно, например, какие объекты возникают в центре взрыва: по одной из теорий – черные дыры, по другой – быстро вращающиеся нейтронные звезды с очень мощным магнитным полем (магнетары).

До и после взрыва, 15 сентября 2015 и 29 сентября 2016 года. Credit: Mathew Smith and DES collaboration.

Динамика излучения ​​​​​​​​​​​​​​DES16C2nm, наблюдавшейся с 2016 года, указывает на то, что в ее центре находится магнетар. Гиперновую наблюдали с помощью наземных телескопов VLT и Гигантского Магелланова телескопа, а также лаборатории Keck на Гавайях и орбитального телескопа “Хаббл”.

Ультрафиолетовое излучение DES16C2nm позволило ученым оценить количество элементов тяжелее гелия, которые рождаются в процессе взрыва, и энергию взрыва, и сделать выводы о природе событий. “Мы полагаем, что в центре взрыва находится магнетар – быстро вращающаяся нейтронная звезда, магнитное поле которой в 100 триллионов раз сильнее земного. Динамика излучения, которую мы наблюдаем, совпадает с предсказанной теоретическими моделями излучения магнетаров”, – поясняет Масао Сако (Masao Sako), один из авторов исследования.

Исследование опубликовано в The Astrophysical Journal.