09.02.2016
Редакция Naked Science
1 355

Завезенные в Европу советскими учеными енотовидные собаки разносят опасных для человека паразитов

Роскошная шерсть и умилительные мордочки сделали енотовидных собак одними из любимцев Интернета. Однако здесь есть и оборотная сторона: ученые из Тартуского университета (Эстония) обнаружили в них множество паразитов, включая смертельно опасных для человека ленточных червей.

header-articles_raccoon-dog_GalleryLarge

И к енотам, и к собакам енотовидные собаки (Nyctereutes procyonoides) имеют довольно отдаленное отношение. На самом деле, их ближайшими родственниками являются лисицы. Естественный их ареал обитания долгое время ограничивался Дальним Востоком, однако еще в довоенные годы около 9 тыс. этих животных были доставлены в Европейскую часть России и выпущены на волю. Планировалось, что они обоснуются здесь и станут полезным охотничьим ресурсом, который можно будет добывать ради качественного меха.

С тех пор енотовидные собаки умудрились распространиться далеко на запад и сегодня встречаются от Скандинавии до Франции и Италии. По оценке одного шведского зоолога, в одной только Финляндии они приносят около миллиона щенков ежегодно, превратившись в опасный инвазивный вид, представляющий угрозу для многих местных экосистем.

Угрозой могут оказаться они и для нас: Урмас Саарма (Urmas Saarma) и его коллеги из Тартуского университета изучили останки 250-ти енотовидных собак, найденных в Эстонии, и обнаружили в них девять крупных паразитов (в дополнение к десяти, которые были обнаружены европейскими учеными ранее). Помимо всего прочего, нашлись в них нематоды унцинарии узкоголовые – паразиты, поражающие диких лис, домашних собак и кошек; трематоды Alaria alata, вызывающие аляриоз домашних животных, и, что хуже всего, ленточные черви Echinococcus multilocularis – трехкамерные эхинококки, крайне опасные для человека паразиты.

Эстония стала шестой страной Европы, в которой ученые выявили такие опасные инфекции енотовидных собак. К счастью, ситуация не слишком критическая, поскольку эти животные слишком осторожны и редко вступают в контакт с людьми. Однако остерегаться все-таки стоит: енотовидные собаки быстро набирают популярность в качестве домашних животных, и без должного ветеринарного контроля общение с ними может привести к исключительно тяжелым последствиям.